У НАС БОЛЕЕ 70 ИНТЕРЕСНЫХ ПРОЕКТОВ
ДЛЯ РАЗНЫХ СПЕКТАКЛЕЙ
И ТЕАТРАЛЬНЫХ ПОСТАНОВОК
Театр Наций, Москва

Премьера 3 марта 2021 года
спектакль
У НАС БОЛЕЕ 70 ИНТЕРЕСНЫХ ПРОЕКТОВ
ДЛЯ РАЗНЫХ СПЕКТАКЛЕЙ
И ТЕАТРАЛЬНЫХ ПОСТАНОВОК
Над спектаклем работали:
Режиссер: Елена Невежина
Художник-сценограф: Анастасия Глебова
Художник по видео, по костюмам: Анастасия Глебова
Художник по свету: Анна Третьякова

Декорации для спектакля выполнены мастерской «Сценические решения»:
Куратор проекта, технолог производства: Вероника Войчук
Конструктор: Диана Габдрахманова
Слесарный цех: Максим Кузнецов, Павел Никитин
Столярный цех: Илья Гайворонский, Юрий Плутахин
Бутафорский цех: Влад Балаклейский
Отдел 3D печати: Никита Нестеров
Фото: Театр Наций
У НАС БОЛЕЕ 70 ИНТЕРЕСНЫХ ПРОЕКТОВ
ДЛЯ РАЗНЫХ СПЕКТАКЛЕЙ
И ТЕАТРАЛЬНЫХ ПОСТАНОВОК
Художественная задумка:
«Зимние заметки о летних впечатлениях» — блог путешественника Фёдора Достоевского, впервые перенесенный на театральные подмостки Малой сцены Театра Наций. Фельетон классика позволит современным жителям мегаполисов сесть в поезд с самим автором и его попутчицей и отправиться в Европу XIX века.

На эскизе художника Анастасии Глебовой изображена декорация старинного вагона в золотых тонах: дощатый пол, окна со шторами, решётчатая крыша с лампочками, деревянная отделка, напоминающая кессоны.
У НАС БОЛЕЕ 70 ИНТЕРЕСНЫХ ПРОЕКТОВ
ДЛЯ РАЗНЫХ СПЕКТАКЛЕЙ
И ТЕАТРАЛЬНЫХ ПОСТАНОВОК
История создания декораций для спектакля:
Техническое задание с красивым названием «Зимние заметки о летних впечатлениях» мы получили в конце ноября 2020 года, и это была любовь с первого взгляда. На эскизе художника Анастасии Глебовой был изображен старинный вагон в золотых оттенках: дощатый пол, окна со шторами, решетчатая крыша с лампочками, деревянная отделка, напоминающая кессоны. Всё выглядело потрясающе, и мы немедля приступили к делу.

Это наш пятый совместный проект с театром Наций. Работа проходит слаженно в постоянном диалоге между театром и мастерскими, а это очень важно для хорошего результата несмотря на то, что мы в разных городах.
Конструктором на этом проекте выступила Диана Габдарахманова. Диана детально подходит к конструкторской разработке, продумывая всё до мелочей. Спустя две недели у нас была готова 3D-модель с крепежкой, которую мы начали обсуждать с театром внося корректировки. Первого декабря 2020 года мы запустили работу сварочного цеха.

Параллельно с художником проходили этап согласования образцов финальной «отделки» декорации. По задумке вся отделка вагона и пол – дерево в светло-коричневых оттенках. Влад Балаклейский выкрасил на маленьких фанерках разные комбинации морилок и туши, с лаком и без. По вотсапу с Анастасией выбрали варианты ткани на шторы и текстильные вставки на потолок. Согласовали образцы, отправив их в Москву.

Каркас вагона напоминает небольшой павильон с пристроенным тамбуром. Конструктив стоит на откосах, невидимых зрителю. Крыша крепится на болтовые соединения к стене и имеет точки подвесов к штанкету. Тамбур служит технической зоной и выходом артистов на площадку — в вагон. Внутри каркасы затянуты черным плотным мольтоном и установлена контровая подсветка.

Стальные элементы вагона — крыша, багажные полки, съёмные настенные бра — покрасили в золотой цвет с мерцающей пылью при помощи порошковой окраски. Это и долговечно, и смотрится богаче. Дощатый пол отфрезеровали на ЧПУ станке и расписали таким же составом морилки и туши, как и стены. На дверь между тамбором и вагоном мы установили настоящие ручки со старинного вагона, которые нашли на Авито. Все филёнки для кессонов, а также зашивку вагона наши столяры изготовили вручную — большая и талантливая столярная работа на проекте.
Для вагона мы изготовили красивейшую раковину по эскизу художника. Первоначально чашу раковины хотели делать с нуля, но давлёнщики предложили нам уже готовую полусферу из алюминия, практически подходящую по размерам. Сварочными работами по раковине занимался Павел Никитин. Так, он отпилил нужный размер чаши от полусферы, приварив ее к задней стенке, которую мы вырезали на гидроабразиве. Изготовил гнутые откосы, установил кран и трубу для слива воды. Да-да, раковина должна была быть рабочей.

Декор напечатали на 3D принтере и золотыми руками Влада, раковина превратилась в бронзовую. Систему подачи-забора воды помог собрать Михаил Абрамов — лично купил всё необходимое: форсунки, шланг, резервуар, и вот из крана уже течёт вода.

Смешной момент с раковиной был на выезде, когда мы с группой монтировщиков и столяром монтировали декорацию в театре. Анастасия хотела, чтобы раковина была золотой, а не такой бронзовой, но бутафора мы с собой не брали. После неловкой паузы «А где бутафор?» наш столяр Юра Плутахин сделал шаг вперёд и вскоре уже вовсю подкрашивал сухой кистью раковину, а потом столик и перегородку золотым миранолом. Мастерство — дело наживное!

На стене между окнами установлены съёмные бра. Мы изготовили их по эскизам, согнув трубочки 20х20 и приварив их под углом, провели проводку и установили плафоны, которые изготовили давлёнщики.

Всё это отдали в работу электрикам. Помимо трёх бра, ребята установили свет для 18 съёмных светильников на крыше вагона. Не обошлось без приключений. Помимо латунных плафонов, светильники имеют колбы под саму лампочку. Мы решили, что лучше всего выполнить их из стеклопластика так же, как мы делали капители на спектакле «Отелло», они очень красиво пропускали свет.

Решили повторить этот опыт, но что-то пошло не так. Колбы не получились просвечивающимися из-за маленького размера. Но мы не расстроились, отложили пакет с непригодными колбами из стеклопластика и стали думать, как сделать их крепкими и пропускающими свет. Попробуем 3D печать. В точку. Получилась лёгкая, крепкая колба, но белого цвета, с замиранием сердца подсветили, выслали художнику – понравилось! Победа! Срочно запускаем все 18 колб и 6 бра во все наши 3D принтеры. Затем у светильников, установленных в потолке, вместо лампочек на шпильке припаяли светодиодную ленту. Готово!
Вероника Войчук, художник-технолог, куратор проекта:
«Подводя итоги, можно смело назвать этот проект успешным! Красивый эскиз, воплощённый в жизнь, слаженная работа с театром, коннект с художником — рай для технолога. На монтаже художник выражала благодарность лично Владу Балаклейскому, бригадиру нашего бутафорского цеха, который точно сумел воплотить в жизнь ее цветовую задумку, а также дистанционно — всей нашей большой команде, работавшей над спектаклем».