У НАС БОЛЕЕ 70 ИНТЕРЕСНЫХ ПРОЕКТОВ
ДЛЯ РАЗНЫХ СПЕКТАКЛЕЙ
И ТЕАТРАЛЬНЫХ ПОСТАНОВОК
Большой театр, Москва

Премьера 26 сентября 2019 года
опера
У НАС БОЛЕЕ 70 ИНТЕРЕСНЫХ ПРОЕКТОВ
ДЛЯ РАЗНЫХ СПЕКТАКЛЕЙ
И ТЕАТРАЛЬНЫХ ПОСТАНОВОК
Над спектаклем работали:
Режиссер-постановщик: Алексей Франдетти
Художник-сценограф: Зиновий Марголин
Художник по свету: Иван Виноградов

Изготовление короба, не затрагивая механику, для постановки выполнено мастерской «Сценические решения»:
Куратор проекта: Михаил Абрамов
Технолог: Вероника Войчук
Слесарный цех: Максим Кузнецов
Столярный цех: Илья Гайворонский
Бутафорский цех: Анна Гагарина
Фото: Юрий Богомаз для Большого театра и архив мастерских «Сценические решения»
У НАС БОЛЕЕ 70 ИНТЕРЕСНЫХ ПРОЕКТОВ
ДЛЯ РАЗНЫХ СПЕКТАКЛЕЙ
И ТЕАТРАЛЬНЫХ ПОСТАНОВОК
История создания декораций:
Для постановки «Сказка о Царе Салтане» для Большого театра России наша мастерская занималась изготовлением короба, не затрагивая механику. Художником спектакля выступил Зиновий Марголин, с которым мы работаем уже много лет.

Масштабы спектакля впечатляют даже самого искушенного зрителя. На сцене зритель видит короб шириной 8 м и высотой 6 м. В определенный момент этот короб раскрывается, три грани его опускаются, образуя единый станок. Каждая стена имеет арочные двери.

Обычно мы сотрудничаем с Большим театром по уже готовым рабочим чертежам, и этот раз был не исключением. Мы получили готовый конструкторский пакет рабочих чертежей и приступили к работе. Так как конструкция очень габаритная, весь верх было решено сделать из алюминиевого профиля. Нижняя часть из стального, так как помимо того, что она несущая, туда еще устанавливалась механизация.

Мы долго согласовывали фактуру этого короба с художником, Зиновий неоднократно менял концепцию. В его представлении это должны были быть красивые ровные продольные линии по периметру всего короба, в итоге мы долго согласовывали глубину и ширину паза, расстояние между полосами, делая при этом множество образцов и отправляя их художнику в Москву.

Самым важным в этой конструкции была точность, поэтому мы посвятили сборке немалое время, помимо того, что все должно собираться без дополнительных зазоров, конструкция должна была четко адаптироваться под установку механики.

Поэтому на нашей «выездной» площадке, слесарная бригада варила железо по месту, помогая электромеханикам наладить весь процесс установки огромнейших цилиндров для поднятия стен. И нужно сказать, что не с первого и даже не с третьего раза, стенки стали работать. Сборок было несколько, сначала мы проверили голое железо и убедившись, что железо «срослось», мы привезли все детали к нам в мастерскую на зашивку. После утверждения мы запустили в работу весь объём фанеры на станок ЧПУ, а это больше 250 кв. м.

До премьеры «Сказки о Царе Салтане» в Большом театре 26 сентября оставалось не так много времени, а нас ждал «жаркий» процесс зашивки и передача в бутафорский цех. Сложность была в том, что каждая зашитая деталь должна была очень чётко подходить к следующей, т.к. рисунком были единые продольные линии, и право на ошибку не было, даже если линия не попала на 2 мм, это было заметно. Чтобы не ошибиться в размерах мы брали фанеру с припусками, и уже лишнюю выступающую за каркас фанеру, столяры подгоняли собственноручно. Внутри короба все щиты съёмные, в том числе и на опускающихся стенах. С лица вся конструкция зашита.

Цветовое решение предельно простое — серый цвет. Но не тут-то было, художник решил использовать четыре оттенка серого цвета, торцы коробки — одним серым, лицевые стороны — вторым серым, пол — третьем серым, двери — четвертым. Поэтому очень важна была тщательная маркировка каждой детали, чтобы не запутаться при окраске.

Как бы это смешно ни звучало, но просчет в покраске все-таки случился, в какой-то момент художник решил, что внутренняя зашивка дверей должна быть ярко красного цвета. Несколько раз проверив маркировку, мы покрасили двери в красный, но при контрольной сборке одна дверь все-таки получилось красным цветом на зрителя, это конечно пришлось в ускоренном режиме исправлять. По итогу Зиновия удовлетворила и фактура, и цвет.

В процессе сборки стало наглядно понятно, что распашные двери в арках неудобны, такой ширины будет недостаточно, так как через эти двери проходят актрисы в пышных платьях. Поэтому в мастерской мы изготовили новые одностворчатые двери и по месту переварили петли на сборочной площадке.

Именно поэтому контрольная сборка — самый важный этап перед сдачей декораций в театр, особенно таких масштабных, даже в самые сжатые сроки мы стараемся производить контрольную сборку по ночам.