У НАС БОЛЕЕ 70 ИНТЕРЕСНЫХ ПРОЕКТОВ
ДЛЯ РАЗНЫХ СПЕКТАКЛЕЙ
И ТЕАТРАЛЬНЫХ ПОСТАНОВОК
Музейно-театральный проект
ЦВЗ «Манеж»,
Санкт-Петербург

27 января – 12 мая 2024 года
выставка
У НАС БОЛЕЕ 70 ИНТЕРЕСНЫХ ПРОЕКТОВ
ДЛЯ РАЗНЫХ СПЕКТАКЛЕЙ
И ТЕАТРАЛЬНЫХ ПОСТАНОВОК
Над проектом работали:
Концепция: Анна Ялова, директор ЦВЗ «Манеж»
Кураторская группа: Ольга Романова, Юлия Сталь, Ангелина Рубан, Богдан Хилько, Александра Флоренская, Александра Ларченко
Координатор: Юлия Сталь
Режиссер: Антон Оконешников
Автор сценария: Анастасия Букреева
Архитектура и дизайн: бюро DD:A|D
Художник-постановщик: Анастасия Юдина

Оформление и застройка выставочного проекта выполнены мастерской «Сценические решения»:
Кураторы проекта: Дмитрий Лебедев, Илья Гайворонский
Технический отдел: Сергей Машуков
Конструктор: Диана Габдрахманова
Реквизит: Надежда Синдирихина, Виктор Володин, Николай Тихомиров, Дмитрий Андреев
Слесарный цех: Максим Кузнецов, Виктор Паккарь, Андрей Дмитриев, Сергей Ремнев, Павел Никитин, Александр Рындин, Виктор Егоров, Борис Бродниковский, Антон Черноусов, Валерий Никитенко, Сергей Широгоров, Музаффар Сапаров
Электромонтажный цех: Дмитрий Леонтьев, Евгений Заверненков, Юрий Покровский, Роман Пехотин
Столярный цех: Алексей Миронов, Василий Мацку, Данила Ломовцев, Юрий Плутахин, Денис Аксенов, Петр Евсеев
Бутафорский цех: Елена Русакова, Наталья Меркульева, Илья Баталов, Леонид Валеев, Всеволод Глебкин, Евгений Куклин, Кристина Данилова, Надежда Горбенко, Дарья Смирнова, Айгуль Исмашлова, Юрий Боровских, Сергей Дормидонтов
Монтировочный цех: Сергей Согрин, Сергей Поздняков, Михаил Андреев, Евгений Алексеев, Евгений Депотапчук, Денис Маккамбаев, Илья Комлев
Мягкие декорации: Катерина Кочурова, Ева Ли, Анна Ли, Анна Коваль
Центр ЧПУ-резки: Юрий Лосев, Вячеслав Нагорнов
Металлоконструкции: Алексей Большаков, Сергей Маркевич
Офис: Михаил Абрамов, Ольга Хомова, Лилия Степанова, Юлия Тарасова
Снабжение и склад: Денис Мецовский, Борис Солощенко, Валерий Тихомиров

Художники-декораторы: Артемьев Александр, Базегский Артём, Балаклейский Владислав, Балаклейский Даниил, Беня Иван, Богуславский Сергей, Борисов Владимир, Вдовин Александр, Верпкер Всеволод, Виллевальдт Анна, Волков Виктор, Гаврилов Александр, Голуб Дмитрий, Григорян Оксана, Данилюк Андрей, Данкин Юрий, Дорин Вячеслав, Желтиков Алексей, Ивочкин Владимир, Игнатьев Алексей, Кардаш Игорь, Карпухин Виктор, Кастрыкин Илья, Кидямкин Ростислав, Кириченко Анна, Кириченко Антон, Колосов Иван, Конечный Станислав, Костиков Дмитрий, Кощеев Евгений, Кудрявцев Сергей, Лагута Евгений, Макеевский Владимир, Максименко Михаил, Малышев Олег, Мизеровский Николай, Мирончук Александр, Моисеев Сергей, Петров Андрей, Поляков Вадим, Поляков Владимир, Попов Иван, Потехин Эмиль, Прокопенко Николай, Распутин Юрий, Ратьковский Алексей, Ромашов Павел, Сатлыков Марат, Сафронов Ян, Светлова Милана, Семёнов Кирилл, Сечин Михаил, Соловьев Сергей, Стучилов Сергей, Тониян Альберт, Тутаев Руслан, Чирятьев Николай, Шалашков Сергей, Шарипов Максим, Шумилов Денис, Юняев Алексей
Отдельные инсталляции: Сергей Матвеев, Дмитрий Харитонов, Алексей Бобров
Электромонтаж на площадке: Евгений Никифоров, Виталий Никифоров
Световое оборудование: ООО «Премьер-Шоу», Алексей Останин, Игорь Хмаладзе
Пневмоинсталляции: ООО «Эдвенче», Леонид Дрецер, Лилия Уздинова
Фото здесь и далее на странице: Илья Иванов, Дмитрий Медведев, Ирина Колпачникова, журнал Собака.ру, p24p.ru


У НАС БОЛЕЕ 70 ИНТЕРЕСНЫХ ПРОЕКТОВ
ДЛЯ РАЗНЫХ СПЕКТАКЛЕЙ
И ТЕАТРАЛЬНЫХ ПОСТАНОВОК
Художественная задумка:
«Выставочный проект "Город-герой Ленинград" – междисциплинарное повествование о людях и городе, чьи судьбы неразделимы. Экспозиционный маршрут протяженностью более 500 метров… и тотальные инсталляции погружают в пространство рефлексии, само же повествование строится вокруг вещей и предметов – свидетелей блокадных дней», – говорит Петр Толпин, архитектор архитектурного бюро DD:A|D.

Более 50 институций: музеев, театров, институтов, библиотек, архивов и частных коллекционеров объединили свои усилия, чтобы представить 600 исторических предметов, картин, рисунков и арт-объектов в пространстве тотальной инсталляции из 22 тематических зон. 9 месяцев готовили выставку — от идеи до финального воплощения.
«Началось все в апреле 2023-го: вместе с председателем комитета по культуре Санкт-Петербурга Федором Болтиным мы думали о выставке, которая показала бы жизнь осажденного города, сохранение его культурного и архитектурного наследия, мужество ленинградцев. Так родилась концепция: сопричастность, сочувствие — вот что самое важное. Только через эмоциональное сопереживание рождается понимание истории: мы решили, что необходимо рассказать не только факты о блокаде, но помочь зрителю прочувствовать, что пережили и испытали жители блокадного города».
Анна Ялова, директор ЦВЗ Манеж, автор концепции выставки:
У НАС БОЛЕЕ 70 ИНТЕРЕСНЫХ ПРОЕКТОВ
ДЛЯ РАЗНЫХ СПЕКТАКЛЕЙ
И ТЕАТРАЛЬНЫХ ПОСТАНОВОК
История оформления и застройки выставочного проекта:
Предложение от ЦВЗ «Манеж» поступило к нам в самый разгар застройки другой выставки «Панк-культура. Король и Шут» в «Севкабеле». И это был вызов – рассчитать силы и возможности на два больших выставочных проекта одновременно. Мы выполнили проект «под ключ»: большой объем по декорациям, а также смежные работы по художественному свету, реквизиту, электрике.

Ранее в «Манеже» мы выполнили застройку выставок «Первая позиция. Русский балет» (2024) «Хранить вечно» (2018) – обе ограничивались одним первым этажом выставочного пространства. В этот раз экспозиционный маршрут пролегал через два этажа.
«Это был прыжок веры»

Команды из 100+ человек под руководством Дмитрия Лебедева и Ильи Гайворонского за полтора месяца монтажа и застройки масштабного выставочного проекта в «Манеже»:
  • огромный объем работы
  • глобальная застройка двух этажей на 4000 кв.м
  • сжатые сроки монтажа
  • 2600 листов МДФ
  • 8000 пропитанного бруса
  • тонны саморезов
  • сотни банок краски
  • бессонные дни и ночи в «Манеже»
За общую архитектурную составляющую пространства и часть выставочного пространства отвечало архитектурное бюро DD:A|D, автором тотальных инсталляций выступила художник Анастасия Юдина.
    Илья Гайворонский, «Сценические решения»:
    «Большинство выставочных проектов, создаваемых художником и/или архитектурным бюро, дорабатываются уже в процессе стройки, и окончательный облик выставка приобретает к финалу застройки. На этом пути проект претерпевает многочисленные изменения, возникают по ходу новые идеи, и наша задача – быстро находить решения, как их воплотить».
    У НАС БОЛЕЕ 70 ИНТЕРЕСНЫХ ПРОЕКТОВ
    ДЛЯ РАЗНЫХ СПЕКТАКЛЕЙ
    И ТЕАТРАЛЬНЫХ ПОСТАНОВОК
    Входная группа:
    Атриум «Манежа» отсекается двумя массивными стенами высотой 10 метров, отделяя входное пространство от всего наполнения выставки. В основе стен каркас из бруса, МДФ, несущие фермы, балки. Стены собирали на полу, и затем промышленные альпинисты с помощью системы Полиспаст и гидравлических подъемников поднимали их вертикально.

    В центре установлена стена с названием выставочного проекта. Перед ней карта Ленинграда военного времени. Над ней висят 4 надувных дирижабля размером 10х4 м. Нетривиальная задача – подвесить огромные дирижабли в выставочном пространстве, где не предусмотрены точки подвеса.
    К слову, в «Манеже» запрещены покрасочные и прочие пыльные грязные работы, поэтому мы строили технические помещения из каркаса, обшивали их полиэтиленом, и большинство работ ввиду сжатых сроков пришлось выполнять прямо на площадке. Грузового лифта в «Манеже» нет – пронос декораций и материалов для застройки выставки производился вручную. Учитывая габариты и 2 этажа выставочного пространства, это десятки тысяч ступеней.
    У НАС БОЛЕЕ 70 ИНТЕРЕСНЫХ ПРОЕКТОВ
    ДЛЯ РАЗНЫХ СПЕКТАКЛЕЙ
    И ТЕАТРАЛЬНЫХ ПОСТАНОВОК
    Кинотеатр:
    Впервые выставка в «Манеже» начинается со второго этажа — это связано одновременно и с концептуальным, и техническим решением.

    В первом пространстве «Кинотеатре», оформленном как в блокадные годы, демонстрируются фильмы военных лет. Люстры в зале настоящие, парные – сталинский ампир тех времен, 11х9 рядов деревянных кресел тоже аутентичные 1940 года, найдены на Авито и отреставрированы в мастерских.

    Также мы построили и оформили стены, колонны в кинозале, подъем на сцену, выполнили навесной потолок из деревянных балок БДК. Для этого придумали, как использовать готовые строительные двутавры (бимсы) – их них собрали каркас потолка. Далее конструктор доработал опорные столбы, на которые точечно опираются балки. Их затянули тканью.
    У НАС БОЛЕЕ 70 ИНТЕРЕСНЫХ ПРОЕКТОВ
    ДЛЯ РАЗНЫХ СПЕКТАКЛЕЙ
    И ТЕАТРАЛЬНЫХ ПОСТАНОВОК
    Зал «Смольный»:
    Пространство оформлено по задумке художника Анастасии Юдиной. На стенах глубокая фактура бетона – в основе пенопласт, протравленный ацетоном, а сверху декоративная «шуба» – полимерное негорючее покрытие, художественно расписанное и покрашенное.

    Для этого зала наши электробутафоры подготовили экспонат из настоящего телефона, он периодически звонит, можно снять трубку и прослушать аудио. Ключевой элемент – аутентичный письменный стол. Куплен и распилен пополам. Посередине раздвинутых половинок мы изготовили и смонтировали 2-метровую стеклянную витрину для экспонатов.
    У НАС БОЛЕЕ 70 ИНТЕРЕСНЫХ ПРОЕКТОВ
    ДЛЯ РАЗНЫХ СПЕКТАКЛЕЙ
    И ТЕАТРАЛЬНЫХ ПОСТАНОВОК
    Изменение облика города:
    Одна из ключевых инсталляций выставки – уменьшенная копия Медного всадника, укрытого бревнами и мешками с песком прямо как это делали во время блокады, чтобы сохранить памятник. Инсталляция впечатляет размерами: 13х4,7 м и более 7 м в высоту.
    У НАС БОЛЕЕ 70 ИНТЕРЕСНЫХ ПРОЕКТОВ
    ДЛЯ РАЗНЫХ СПЕКТАКЛЕЙ
    И ТЕАТРАЛЬНЫХ ПОСТАНОВОК
    Эвакопункт:
    Для этого зала нам предстояло найти фактурное бревно с ветками, при чем сухое (дело было зимой). Поехали в лес, нашли осину, справились. Сложнее было выполнить потолок из настоящих бревен и досок-горбыля – пространство представляет собой имитацию землянки.
    У НАС БОЛЕЕ 70 ИНТЕРЕСНЫХ ПРОЕКТОВ
    ДЛЯ РАЗНЫХ СПЕКТАКЛЕЙ
    И ТЕАТРАЛЬНЫХ ПОСТАНОВОК
    Склад вещей:
    Здесь под руководством художника Анастасии Юдиной мы выполнили художественную роспись стен с имитацией под старое складское помещение. Напольную плитку вырезали на ЧПУ из ПВХ, затем наши бутафоры придали ей состаренный вид – расписали вручную, также имитируя сколы и трещины. Комната наполнена большим количеством старинного реквизита (фотоаппараты, радиоприемники, печатные машинки, подлинное оружие и пр.), собранного по всему городу и привезенного из запасников музеев.
    У НАС БОЛЕЕ 70 ИНТЕРЕСНЫХ ПРОЕКТОВ
    ДЛЯ РАЗНЫХ СПЕКТАКЛЕЙ
    И ТЕАТРАЛЬНЫХ ПОСТАНОВОК
    Музей:
    Пространство музея во время войны – глубокие серые стены, картины сняли для сохранности, в место них висят пустые рамы. Пол выстелен фанерой с кучей песка по середине зала и воткнутой в нее лопатой. Песок сделали бутафорским способом, чтобы не разлетался по залу: каркас, сетка, бетон и приклеенный слой песка.

    В этом зале было технически сложно выполнить целиком стеклянную витрину высотой более 3 м и длиной порядка 12 м. Эта витрина отделяет часть помещения, за стеклом на бутафорских военных ящиках стоят массивные экспонаты из ведущих музеев. Всё окружение служит фоном для этих экспонатов.
    У НАС БОЛЕЕ 70 ИНТЕРЕСНЫХ ПРОЕКТОВ
    ДЛЯ РАЗНЫХ СПЕКТАКЛЕЙ
    И ТЕАТРАЛЬНЫХ ПОСТАНОВОК
    Лаборатория:
    В этом зале представлено массивное и геометрически сложное экспозиционное оборудование, которое разработали архитекторы DD:A|D. Чтобы его воплотить, нам пришлось задействовать все мощности наших столярных мастерских. Это сложные по форме шкафы, тумбы, витрины, конструкции с выдвигающимися элементами – картотеки с блокадными рецептами.
    У НАС БОЛЕЕ 70 ИНТЕРЕСНЫХ ПРОЕКТОВ
    ДЛЯ РАЗНЫХ СПЕКТАКЛЕЙ
    И ТЕАТРАЛЬНЫХ ПОСТАНОВОК
    Детство:
    Высокий зал с фактурными бетонными стенами, как в зале «Смольный». В центре экспозиции установлена большая искусственная ель. Она забутафорена, на ней висят настоящие елочные игрушки военных лет, стоит старенький проектор, рядом детский стульчик с разложенными детскими игрушками.
    У НАС БОЛЕЕ 70 ИНТЕРЕСНЫХ ПРОЕКТОВ
    ДЛЯ РАЗНЫХ СПЕКТАКЛЕЙ
    И ТЕАТРАЛЬНЫХ ПОСТАНОВОК
    «Вспышка» и «Холод»:
    Тематические пространства выставки отделяются пространством «Вспышкой», чтобы обозначить переход из одного помещения в следующее. Это белый коридор с мощными заливающими ярким светом светильниками. В начале и в конце установлены крупные сабвуферы, издающие аудио-вибрационный фон. Монтаж и подключение световых и звуковых приборов выполнили наши специалисты электробутафорского цеха. Пол застелен листами зеркальной нержавеющей стали 2 мм.

    В одной из таких комнат «Вспышек» вмонтирована витрина с уникальным экспонатом – детским платьицем, сшитым из бинтов.

    Экспозиция погружает зрителя в трагические события ленинградской блокады, и кульминацией становится инсталляция «Холод» — спуск вниз через страшную, грязную, обледенелую парадную. Зритель буквально «спускается в ад», переносится в самое сложное время — зима 1941-1942.

    Инсталляция – это две стальные стены высотой 10 м, которые окружают центральную лестницу ««Манежа» и образуют стальной коридор. Наши художники (Илья Баталов) выполнили роспись – травили железо специальными реагентами, чтобы создать естественную ржавчину, затем покрыли лаком.

    Узость и зажатость лестничного пролета добавляли сложности при сборке и монтаже инсталляции. Для этого использовали ножничные подъемники и лебедки.
    У НАС БОЛЕЕ 70 ИНТЕРЕСНЫХ ПРОЕКТОВ
    ДЛЯ РАЗНЫХ СПЕКТАКЛЕЙ
    И ТЕАТРАЛЬНЫХ ПОСТАНОВОК
    Рынок:
    В блокадном Ленинграде повсюду висели объявления: «меняю посеребренный самовар, три плитки столярного клея, старинную лампу с абажуром на пайку хлеба рабочей карточки», «продается туалет красного дерева, екатерининский, в полном порядке – 2 кило хлеба», «меняю картину Ивана Айвазовского на продукты».

    Художник Анастасия Юдина придумала инсталляцию из груды антикварных предметов, которые образуют стихийный черный рынок во время блокады, когда дорогие вещи продавали за бесценок, чтобы выжить.

    Также в этом пространстве размещен один из самых трогательных экспонатов – маленькая витрина 15х15 см, в ней за стеклом выставлена монетка 2 копейки. С ней связана доподлинная история, когда жительница блокадного Ленинграда была вынуждена подбрасывать эту монетку, чтобы выбрать, кого из двух детей она оставит жить.
    У НАС БОЛЕЕ 70 ИНТЕРЕСНЫХ ПРОЕКТОВ
    ДЛЯ РАЗНЫХ СПЕКТАКЛЕЙ
    И ТЕАТРАЛЬНЫХ ПОСТАНОВОК
    Промышленность:
    Экспозиция рассказывает о промышленных предприятиях в годы блокады. Архитекторы придумали сложное выставочное оборудование, представляющее собой множество разноуровневых тумб со стеклянными колпаками и витринами.

    В целом на выставке задействовано много стекла. Крупные витрины закрыты триплексом или каленым стеклом, для колпаков использовали толстое стекло 6 мм.
    У НАС БОЛЕЕ 70 ИНТЕРЕСНЫХ ПРОЕКТОВ
    ДЛЯ РАЗНЫХ СПЕКТАКЛЕЙ
    И ТЕАТРАЛЬНЫХ ПОСТАНОВОК
    Библиотека:
    В этом зале также преобладает фактура бетонных стен. Чтобы создать единую концепцию, под бетон зафактурены и кровати, и солдатские одеяла, и стулья. Рядом с ними стоят аутентичные библиотечные столы с лампами и книгами. Напротив мы установили стеллаж с книгами, так же зафактуренными в бетон. Среди них под отдельными витринами стоят настоящие экспонаты.
    У НАС БОЛЕЕ 70 ИНТЕРЕСНЫХ ПРОЕКТОВ
    ДЛЯ РАЗНЫХ СПЕКТАКЛЕЙ
    И ТЕАТРАЛЬНЫХ ПОСТАНОВОК
    Театр:
    Пространство разделено шторами. Помимо стекла на выставке было использовано много ткани. Полтора километра блэкаута ушло на пошив штор и занавесов в нашем пошивочном цехе. Сложной задачей было найти нужный тон блэкаута, которые хотели архитекторы. И нам это удалось несмотря на колоссальный объем материалов и новогодние каникулы.

    В этом зале мы поставили интересное выставочное оборудование, выполненное нашими столярами.
    У НАС БОЛЕЕ 70 ИНТЕРЕСНЫХ ПРОЕКТОВ
    ДЛЯ РАЗНЫХ СПЕКТАКЛЕЙ
    И ТЕАТРАЛЬНЫХ ПОСТАНОВОК
    Квартира:
    В этой зоне больше всего пришлось поработать нашим художникам. Создавали имитацию кирпичной кладки. Практически все пространство зафактурено в глубокий серый бетонный цвет. Были найдены 5 раритетных дверей – они по задумке символизировали коммунальную квартиру. Она разрушена вследствие бомбежек, внутри сломанная мебель, где-то в стенах кратеры от попадания бомбы с выломанными кирпичами.

    У нас в мастерских оставались подлинные старинные кирпичи с другого выставочного проекта «Хранить вечно», и мы использовали их здесь. Они оживили композицию и «разбавили» бутафорские кирпичи из пенопласта.

    У НАС БОЛЕЕ 70 ИНТЕРЕСНЫХ ПРОЕКТОВ
    ДЛЯ РАЗНЫХ СПЕКТАКЛЕЙ
    И ТЕАТРАЛЬНЫХ ПОСТАНОВОК
    Комната девушки:
    Пространство разделено на две части: слева – уличная территория и фасад дома с имитацией кирпичной стенки (бутафоры расписали ее под старый кирпич) и антикварным окном. Придомовой участок засыпан настоящей землей, и в нем высажена крапива из Ботанического сада – ее выращивали в блокадные годы, чтобы бороться с голодом. Эта зона отделена от посетителя кованой решеткой. Решетка настоящая старинная, нам удалось найти и купить ее на Авито.

    Вторая часть справа представляет собой небольшую комнату художницы, обставленной большим количеством реквизита: пюпитрами, мольбертами, подрамниками и настоящими картинами художников, которые удалось найти.

    На полу выполнена имитация паркета, расписанная вручную нашими художниками.
    У НАС БОЛЕЕ 70 ИНТЕРЕСНЫХ ПРОЕКТОВ
    ДЛЯ РАЗНЫХ СПЕКТАКЛЕЙ
    И ТЕАТРАЛЬНЫХ ПОСТАНОВОК
    Союз художников и баскетбольная площадка:
    Геометрически треугольные стенки завешены экспонатами – работами художников и предметами искусства той эпохи. Проходя по этому большому пространству, открывается вид на следующую комнату, в которую посетитель войти не может, но может заглянуть. Это баскетбольная площадка.

    Спорт был возможностью перебороть страх и смерть, поверить в окончательную победу, отвлечься, наконец, от горя и скорби. 1 мая 1943 года состоялся первый в блокадном Ленинграде баскетбольный турнир с участием шести команд. Баскетбольная площадка располагалась в здании Церкви Святой Екатерины.

    Мы с точностью сымитировали соборные эркеры классической формы, внутри нарисовали баскетбольное поле с баскетбольными кольцом, которое вместе со щитом удалось купить на Авито и привезти из Москвы. Изготовили бутафорский гимнастический снаряд козел.
    У НАС БОЛЕЕ 70 ИНТЕРЕСНЫХ ПРОЕКТОВ
    ДЛЯ РАЗНЫХ СПЕКТАКЛЕЙ
    И ТЕАТРАЛЬНЫХ ПОСТАНОВОК
    Трамвай:
    Декорация трамвая военных времен выполнена в натуральную величину и разрезана вдоль. Посетители выставки могут присесть на лавки и посмотреть исторические кадры кинохроники на большом светодиодном экране напротив.
    У НАС БОЛЕЕ 70 ИНТЕРЕСНЫХ ПРОЕКТОВ
    ДЛЯ РАЗНЫХ СПЕКТАКЛЕЙ
    И ТЕАТРАЛЬНЫХ ПОСТАНОВОК
    Филармония:
    Пространство отделено стеклянным ограждением и представляет собой имитацию зала Филармонии. Бутафорские полуколонны отражаются в стеклянной стене и приобретают объем. Бутафорские ряды кресел, также отражаясь зеркальных стенах из композита, увеличивают зрительный зал. На небольшом подиуме стоят музыкальные инструменты, пюпитры и стулья для музыкантов.
    У НАС БОЛЕЕ 70 ИНТЕРЕСНЫХ ПРОЕКТОВ
    ДЛЯ РАЗНЫХ СПЕКТАКЛЕЙ
    И ТЕАТРАЛЬНЫХ ПОСТАНОВОК
    Радиоточка:
    Наши электробутафоры изготовили уличные громкоговорители. Из них раздаются аудио сигналы, предупреждающие о бомбёжках и призывающие укрыться в бомбоубежище.

    Настенная инсталляция в точности воспроизводит оригинальную гранитную стену здания на Невском проспекте с выкрашенной трафаретом надписью «Граждане! При артобстреле эта сторона улицы наиболее опасна».
    У НАС БОЛЕЕ 70 ИНТЕРЕСНЫХ ПРОЕКТОВ
    ДЛЯ РАЗНЫХ СПЕКТАКЛЕЙ
    И ТЕАТРАЛЬНЫХ ПОСТАНОВОК
    Тёмная зона. Финал выставки:
    Выходя с выставки, посетитель попадает в финальное информационное пространство – экспликацию, где на стенах указаны основные исторические события блокадного периода.

    В большом стеклянном боксе установлены главные экспонаты выставки – Грамота о присвоении Ленинграду статуса города-героя и памятная медаль.