У НАС БОЛЕЕ 70 ИНТЕРЕСНЫХ ПРОЕКТОВ
ДЛЯ РАЗНЫХ СПЕКТАКЛЕЙ
И ТЕАТРАЛЬНЫХ ПОСТАНОВОК
Театр Наций, Москва

Премьера 15 декабря 2023 года
спектакль
У НАС БОЛЕЕ 70 ИНТЕРЕСНЫХ ПРОЕКТОВ
ДЛЯ РАЗНЫХ СПЕКТАКЛЕЙ
И ТЕАТРАЛЬНЫХ ПОСТАНОВОК
Над спектаклем работали:
Режиссер: Пётр Шерешевский
Художник-сценограф: Анвар Гумаров
Художник по свету: Тарас Михалевский
Художник по костюмам: Мария Лукка
Видеодизайнеры: Иван Новиков, Екатерина Чебышева
Технолог театра: Анастасия Азарх
Зав. монтировочным цехом театра: Валерий Гвоздев

Декорации для спектакля выполнены мастерской «Сценические решения»:
Куратор проекта, технолог: Софья Стрижак
Конструктор: Алексей Флусов
Слесарно-сварочный цех: Максим Кузнецов, Павел Никитин, Виктор Паккарь, Сергей Ремнёв, Александр Рындин, Виктор Егоров, Валерий Никитенко, Музаффар Сапаров
Столярный цех: Алексей Миронов, Денис Аксенов, Данила Ломовцев, Василий Мацку, Юрий Плутахин, Пётр Евсеев
Художественно-бутафорский цех: Елена Русакова, Илья баталов, Иван шишулин, Юрий Боровских, Сергей Дормидонтов, Наталья Меркульева
Электробутафорский цех: Дмитрий Леонтьев, Евгений Заверненков, Юрий Покровский, Роман Пехотин
Монтировочный цех: Сергей Согрин, Григорий Труфанов, Михаил Андреев, Денис Маккамбаев, Евгений Алексеев, Евгений Депотапчук
Фото: Театр Наций, Иван Пономаренко, Алексей Молчановский
У НАС БОЛЕЕ 70 ИНТЕРЕСНЫХ ПРОЕКТОВ
ДЛЯ РАЗНЫХ СПЕКТАКЛЕЙ
И ТЕАТРАЛЬНЫХ ПОСТАНОВОК
Художественная задумка:
Режиссер Петр Шерешевский обратился к вечно актуальному материалу А.С. Пушкина, «заперев» персонажей из учебников по литературе и истории в спортивном зале среднестатистической российской школы. Здесь, как и в сознании Годунова, яркими вспышками проносится вся жизнь главного героя — и это последняя возможность раскаяться в том, что он натворил, или же, наоборот, пожалеть о том, что не свершилось.

Источник: сайт театра Наций
Пётр Шерешевский, режиссер:
«Образ спортзала, как места унижения и индивидуального ада, пришел мне во сне. Мы попадаем в этом спортзале в некое безвременье — то ли это наши детские годы, то ли сегодняшний день. Согласно логике сна, в спектакле нет линейной истории, в нем одно наслаивается на другое, и это позволяет более широко взглянуть на вопрос совести и посмертного воздаяния. С другой стороны, это история о том, как на смену одной власти приходит другая, но нравственности нет ни у первой, ни у второй. Могут меняться лидеры, идеология, но суть остается прежней».
У НАС БОЛЕЕ 70 ИНТЕРЕСНЫХ ПРОЕКТОВ
ДЛЯ РАЗНЫХ СПЕКТАКЛЕЙ
И ТЕАТРАЛЬНЫХ ПОСТАНОВОК
История создания декораций для спектакля:
Давно ли вы вспоминали свои школьные годы?

Родные лица учителей, аромат столовских ватрушек, подрисованные предыдущим владельцем усы к портрету Пушкина в учебнике литературы… Ну, наконец, дискотеки в спортзале, где порой вершились судьбы, не меньше! Ты юн и светел, а впереди – только небо, только ветер, только радость…

Тоже любите поностальгировать? Тогда вам в театр Наций. Там как раз классику показывают – великого русского А.С. Пушкина. Сегодня на уроке – «Борис Годунов».
Наша Мастерская жила с «Годуновым» 5 месяцев. Именно столько времени прошло с первого обсуждения с заказчиками до сдачи декорации в театре.

К слову, наш Борис Годунов живет не в царских палатах. Он обитает в знакомых каждому интерьерах школьного спортзала: те самые выцветшие стены, слегка облезший пол, люминесцентные светильники и подтекающий душ.

Пока согласовывался конструктив, а наш конструктор Алексей Флусов дорабатывал модель в Автокаде, мы двигались дальше – нужно было утверждать образцы фактур с художником Анваром Гумаровым.

Наши живописцы – Илья Баталов, Иван Шишулин и их команда – сразу попали в «настроение» декорации, и сложностей на данном этапе не возникло. В памяти фраза художника Анвара: «Это из детства», и ответ Ильи: «Мы из одного поколения, так что я понимаю».
Фото здесь и далее: архив мастерских
После того, как образцы были утверждены, а чертежи подготовлены, и мы запустились.

Первым в работу, традиционно, декорацию принял слесарно-сварочный цех, который за короткий срок сварил 3 объекта: павильон «Спортзал», Раскатные стены и Задний павильон (зоны Раздевалок и Душевой). Конструктив декорации был достаточно прост относительно того, с чем им приходилось работать, так что здесь обошлось без потерь.

Алюминиевые «быки» (т.е. колонны), алюминиевые балки потолка и стальные поперечные балки, цельносварные оконные рамы, раскрывающиеся шведские стенки на фурках, подвесная на петлях фронтальная стена – что касается павильона «Спортзал». У Раздвижных стен было важно учесть момент опоры на фронтальную стену – для этого сделали «дорогу» из металлической полосы и капролоновые вставки. А вот зона Душевой – это уже совсем другая история, расскажем о ней отдельно ниже.
Так мы передали металл в зашивку. На этом этапе возникла загвоздка: сколько ни планируй и ни пиши предварительные графики производства, – велика вероятность того, что найдутся обстоятельства, принуждающие от них отступить. На этот раз у нас было совпадение по срокам сдачи крупных проектов: столярка занималась одновременно пятью. Центр резки, в который были отправлены файлы на фрезеровку, тоже был загружен, а у нас – довольно большой объем фактур: настил в Спортзале (фрезеровали на 15-й фанере деревянные доски), кафельная плитка в Душевой (из листов монолитного поликарбоната) и фанерная мозаика в зоне Экстерьера.
Так мы и подошли к почти-финальной стадии работы над декорацией. Ребята бутафоры во главе с Леной Русаковой денно и нощно оклеивали поликарбонат, покрывали его Огнебиощитом с изнанки, красили металл в покрасочной, флокировали троса, фактурили и расписывали декорацию.

«Нет, мы не выйдем, у нас выходной», — не наш принцип. «Мы не уйдем с базы, пока не доделаем декорацию», — в дни перед сдачей в Мастерской действуют другие законы.
Благодаря стахановской работе цехов мы успели перед отправкой в театр смонтироваться на нашей сборочной площадке в Новолисино и добить декорацию по максимуму. Естественно, оставив монтировщикам на десерт самое интересное – зону Душевой. Ею им пришлось плотно заниматься уже в Москве.
У НАС БОЛЕЕ 70 ИНТЕРЕСНЫХ ПРОЕКТОВ
ДЛЯ РАЗНЫХ СПЕКТАКЛЕЙ
И ТЕАТРАЛЬНЫХ ПОСТАНОВОК
Зона Душевой
Мы долго думали, как сделать так, чтобы режиссерская задумка с водой осуществилась – нам нужна была холодная и теплая вода из двух душевых стоек и холодная вода из раковины. Водорозетки, фитинги, штуцеры, эксцентрики – словарик юного сантехника значительно пополнился.

При всём этом необходимо было соблюсти герметичность в конструкции, потому что воды много, – а трюм в театре один и его не хотелось бы затопить. Слив было решено делать с помощью покупного трапа, установленного в каркас станка и имеющего выходную трубу в бак, из которого с помощью насоса вода выкачивалась бы в канализацию.

Думали о разных вариантах исполнения: неразборный поддон, проклейка стыков в разборной конструкции резиной, заливка силиконовым герметиком и пр. Вариантов много, сомнений на лицах не меньше – «вода дырочку найдет», не уставали повторять все, кому приходилось клеить резину, заливать герметик.

На сцене стало очевидно, что придуманный на базе вариант исполнения работает, скажем так, с натяжкой. Но у наших драгоценных монтировщиков Сергея Согрина и Григория Труфанова для решения вопроса впереди была вся ночь.

На утро получили от них следующее сообщение: «Сделали всю сантехнику. Развели всё с двух шлангов. Перебрали душевую за ночь. Закрепили наглухо щит, переделали крепление лотка, переделали уплотнения, резинки посадили на герметик, проклеили докупленный уплотнитель, рассверлили все болтовые, собрали, запустили, убедились, что слив не справляется. Работаем дальше».

Рассказывать об их подвигах можно долго, и воду, по итогу, приручить удалось, в том числе благодаря помощи монтировочного цеха театра, но мораль истории по словам технолога Софьи Стрижак – сразу готовиться к худшему из исходов, и на стадии проектирования выбирать меньшее из зол.
Софья Стрижак, куратор проекта, технолог:

«Счастье – это когда тебя понимают»… А счастье технолога – это когда выпадает возможность поработать над декорацией художника, чья сценография тебе откликается, в постановке режиссера, который тебе интересен. Постановщиками спектакля были Анвар Гумаров и Пётр Шерешевский — бинго.

«Борис Годунов» – декорация, которую я всегда буду вспоминать с теплотой. Сидеть в зрительном зале после монтажа, смотреть, как на сцене репетируют великие, и осознавать, что всего пару месяцев назад ты относила первые рабочие чертежи сварщикам – это эндорфинная эйфория».