У НАС БОЛЕЕ 70 ИНТЕРЕСНЫХ ПРОЕКТОВ
ДЛЯ РАЗНЫХ СПЕКТАКЛЕЙ
И ТЕАТРАЛЬНЫХ ПОСТАНОВОК
ЦСИ «Винзавод», Москва,
2 марта – 20 июля 2023 года

«Севкабель порт», Санкт-Петербург, с 3 ноября 2023 года
выставка
У НАС БОЛЕЕ 70 ИНТЕРЕСНЫХ ПРОЕКТОВ
ДЛЯ РАЗНЫХ СПЕКТАКЛЕЙ
И ТЕАТРАЛЬНЫХ ПОСТАНОВОК
Над проектом работали:
Создатели и продюсеры: бюро Planet9, Агния Стерлигова, Александр Кармаев
Продюсеры: «Плюс Студия», «Яндекс Афиша», Ольга Филипук, Анна Советникова, Энрико, Мазавришвили, Эдита Блейх
Кураторская группа: Борис Барабанов, Василий Успенский, Игорь Гудков, Андрей Князев, Агата Нигровская, Никита Петров

Оформление и застройка выставочного проекта выполнены мастерской «Сценические решения»:
Куратор проекта, технолог: Вероника Войчук
Выставочная застройка: Дмитрий Лебедев, Илья Гайворонский
Фото здесь и далее на странице: ЦСИ «Винзавод», «Севкабель порт», Planet9, «Плюс Студия», «Яндекс Афиша»


У НАС БОЛЕЕ 70 ИНТЕРЕСНЫХ ПРОЕКТОВ
ДЛЯ РАЗНЫХ СПЕКТАКЛЕЙ
И ТЕАТРАЛЬНЫХ ПОСТАНОВОК
Художественная задумка:
По задумке создателей выставка выполнена в формате двух образных таймлайнов: один рассказывает о феномене и истории панка в России и мире: от Sex Pistols до современности, другой — о группе «Король и Шут» через интерактивные экспонаты, архивные материалы и современные арт-инсталляции.

Истоки феномена и культовые места: магазин, где родилась группа Sex Pistols, знаменитый туалет нью-йоркского клуба CBGB, студия Егора Летова. А ещё искусство отечественных постмодернистов и концептуалистов: Котельникова, Пахома и многих других.

Выставка задумывалась на волне нового витка интереса к группе «Король и Шут»: в 2022 году песни группы стали искать в 4 раза чаще. Весной 2023 года выставка с успехом прошла на московском «Винзаводе» — более 110 тысяч гостей сделали её самой посещаемой выставкой весны в столице. В ноябре того же года выставка переместилась в Петербург в «Севкабель порт» и до сих пор открыта для посетителей.
«Сделать выставку нам предложила команда Yan­dex. Анализируя запросы аудитории своих сервисов, они отметили всплеск интереса к группе „Король и Шут" со стороны подростков и молодежи. Вначале идея показалась нам „задачкой-неберучкой": как сделать выставку, рассказывающую о „Короле и Шуте", интересной не только фанатам и поклонникам этой группы? Поразмыслив, мы решили сделать две выставки: про историю группы и отдельно про панк как социокультурное явление. Разбираться во втором нам было очень интересно.

Нам удалось собрать компетентную команду, в чемоданах из Лондона привезли несколько важных экспонатов. У нас есть раздел о магазине Sex (это лондонский бутик Вивьен Вествуд и Малкольма Макларена, эпицентр панковской моды) и о туалете культового нью-йоркского клуба CBGB (здесь мы учли опыт Метрополитен-музея, показавшего десять лет назад выставку «Панк: от хаоса к кутюру» (Punk: Chaos to Couture). В итоге выстроился интересный нарратив, вобравший разные и неочевидные аспекты и взаимодействия. Надеемся, что выставка станет хорошим intro в огромную тему».
Агния Стерлигова и Александр Кармаев, Planet9:
У НАС БОЛЕЕ 70 ИНТЕРЕСНЫХ ПРОЕКТОВ
ДЛЯ РАЗНЫХ СПЕКТАКЛЕЙ
И ТЕАТРАЛЬНЫХ ПОСТАНОВОК
История оформления и застройки выставочного проекта:
Когда поступило предложение заняться оформлением и застройкой выставочного проекта «Панк-культура. "Король и Шут"», в этот момент уже шла работа над другой выставкой «Первая позиция. Русский балет», и взять вторую было для нас довольно рискованным шагом. Мы понимали, что предстоит большой объем по резке на ЧПУ-станке, но станок был занят «балетами». Поэтому, посчитав весь материал для застройки двух этажей, мы заказали материал и отправили монтажную бригаду на «Винзавод» в Москву, чтобы начать возводить каркасы стен.

Выставка заняла два самых больших пространства на «Винзаводе» – Цех белого и Цех красного – и состоит из двух частей: истории группы «КиШ» и истории панка — мирового культурного движения. На ней собраны яркие атрибуты панков, „припаркована" расписанная граффити машина и проиллюстрирована философия DIY (do-it-yourself). Это тотальная инсталляция с эффектом погружения, которую дополняют работы современных и советских художников, раскрывающие идею панк-культуры.
Перед заездом мы подготовили все габаритные чертежи, электросхемы и чертежи на мелкие изделия, которые можно было бы делать по месту. На этот проект мы пригласили порядка 20 киномонтажников-декораторов. Пока ребята занимались возведением каркасов из бруса и мдф на площадке, мы в мастерских занимались изготовлением отдельных декоративных изделий.

В зале КиШ по проекту архитекторов была большая композиция, которая должна была держать игральные карты увеличенного размера, вырезанные из дюбонда с печатью. Конструктор спроектировал каркасы, мы их сварили из стали, собрали, покрасили и отправили в Москву.
    Машины, груженые изделиями уезжали из мастерских на площадку в Москву каждые два дня. Самый первый рейс увез на площадку настоящий автомобиль Опель. Мы долго его искали и согласовывали, в итоге купили на Авито. И со словами «во имя искусства» первым делом авто распилили, вытащили все тяжелые ненужные детали. Распилив крышу и капот, мы поставили в эти места петли для крепежа. Это было нужно для того, чтобы ее погрузить, и чтобы она прошла в двери на площадке «Винзавода».
    В мастерских мы также много изготовили по столярной части. Огромные буквы "НЕТ" сделали разборными таким образом, чтобы ребята на площадке смогли их собрать лежа и поставить. Большие двери в таверну в зале КиШ, большое окно в зал «панка» и гигантскую школьную доску изготовили из досок.
    Для букв S E X во входную зону панка мы использовали непривычный для нас материал – полисилк. Это нечто вроде упаковочной бумаги. Конечно, такой материал годится только на выставки. Плоские подложки из МДФ, вырезанные на ЧПУ-станке, затягивали полисилком, создавая внутри объем из синтепона.
    Для зала VR нам нужно было изготовить 12 идентичных канделябров высотой почти 3 метра. Они не должны были быть супер продуманными, так как делались на один раз. Мы придумали делать их таким образом: основу (центральную трубу) из круглой АМГ трубы, с резным верхом и резными ножками, вырезали на ЧПУ из фанеры 20 мм. Стаканы под свечи также нарезали из колец толстой фанеры и потом соединяли их (колечек было очень много).

    В качестве свечей решили как обычно использовать ПВХ трубу. Радиус нужен был 50 мм. В Максидоме не было нужного количества труб, поэтому собирали их по трем магазинам. Далее в столярном цехе напилили необходимое количество трубок (84 штук!) и в каждую «забили» деревянное кольцо, чтобы в нем держался патрон для лампочки.

    После общей сборки деталей бутафоры покрасили подсвечники, и мы передали их элекробутафорам заряжать в них свет (патроны и провода с выходом к розетке). Лампочки уже вкручивали по месту на площадке. Так как помещение с приглушенным светом, канделябры получились идеальными, и даже не видно, что мы пустили провод по задней стенке ажурного фанерного верха.
    Через ЧПУ-станок прошло очень много листов МДФ, так как все стены на первом этаже имели рисунок зигзага. Был смешной и одновременно грустный момент, когда в субботу технолог звонил шефу: «Михаил, нам не хватило 30 листов МДФ, но нашли возможность купить сегодня в ОБИ». И ответ: «Уже заказал. Оплатил, приезжайте за ними с монтировщиками через час».
    У НАС БОЛЕЕ 70 ИНТЕРЕСНЫХ ПРОЕКТОВ
    ДЛЯ РАЗНЫХ СПЕКТАКЛЕЙ
    И ТЕАТРАЛЬНЫХ ПОСТАНОВОК
    Писсуары из Нью-Йорка 1970-х и тонкости выбора неона
    Архитекторы проекта хотели воссоздать оригинальный туалет клуба CBGB. Мы искали подходящие под референсы писсуары и унитаз, штудируя в том числе иностранные сайты. Но сроки не позволяли заказать за границей, а российские не подходили. Повезло с бачком унитаза, что-то похожее мы сумели найти и заказать. Но вот писсуары — ничего не оставалось, кроме как самим их изготовить.

    В открытом доступе нашли нужную 3D-модель, доработали ее, чтобы входил ТВ-экран. Затем наш руководитель Михаил Абрамов придумал вырезать три писсуара из мдф, слоями, так как это быстро, и после доработки покрыть полиэфирной смолой. Вырезали три писсуара, у каждого по 50 слоев и при сборке получается ступенька. Уже в тот момент хотелось все бросить и плакать, но Михаил уверил, что если грамотно подойти к обработке, все получится.

    Срочно вызвали кинодекораторов, объяснили задачу и к вечеру... чудо, получили один полностью готовый, идеально ошкуренный писсуар. Параллельно ребята шкурили два других. Далее до самого утра заливали их полиэфиркой, покрывали белым цветом и лаками до тех пор, пока они стали фаянсовыми. Когда писсуары подсохли, мы поставили на них смесители. Уже по месту ребята их состарили, получилось очень круто — реальный туалет клуба CBGB.
    Неожиданность с неоновой вывеской: сначала думали, что сделаем ее из гибкого неона, но кураторам выставки она не понравилась. Мы долго искали изготовителей вывесок из трубчатого неона, так как нужен был именно он. Одна фирма согласилась взяться и сделать за сутки. В день открытия этой надписи не было, но уже ночью мы смонтировали ее.
    Вероника Войчук, «Сценические решения»:
    «Хочется выразить благодарность бутафорам, которые работали на самой выставке. Ребята сотворили невероятную фактуру в зале КиШ: втирали песок, расписывали, чтобы создать структуру бетона. В зоне панк-туалета создали кирпичную стену из пеноплекса, которую не отличишь от настоящей. Зона разрушенной школы – облезшая краска, отваливающийся бетон, торчащая арматура – это их безупречная работа».