У НАС БОЛЕЕ 70 ИНТЕРЕСНЫХ ПРОЕКТОВ
ДЛЯ РАЗНЫХ СПЕКТАКЛЕЙ
И ТЕАТРАЛЬНЫХ ПОСТАНОВОК
Московский музей современного искусства

29 апреля — 30 мая 2021 года
выставка
У НАС БОЛЕЕ 70 ИНТЕРЕСНЫХ ПРОЕКТОВ
ДЛЯ РАЗНЫХ СПЕКТАКЛЕЙ
И ТЕАТРАЛЬНЫХ ПОСТАНОВОК
Над проектом работали:
Художественный руководитель проекта: Виктор Рыжаков
Автор художественной концепции, архитектор, куратор: Алексей Трегубов
Кураторы: Анна Арутюнян, Андрей Егоров
Куратор-театровед: Елизавета Спиваковская
Научный консультант: Татьяна Прасолова

Оформление и застройка выставочного проекта выполнены мастерской «Сценические решения»:
Руководитель проекта застройки: Дмитрий Лебедев
Менеджер по общим вопросам: Максим Кравец
Технолог: Роман Кнабенгоф
Слесарный цех: Максим Кузнецов
Столярный цех: Илья Гайворонский
Электробутафорский цех: Дмитрий Леонтьев, Степан Ситкин
Фото: Москва 24 / Юлия Иванко; Даниил Примак
У НАС БОЛЕЕ 70 ИНТЕРЕСНЫХ ПРОЕКТОВ
ДЛЯ РАЗНЫХ СПЕКТАКЛЕЙ
И ТЕАТРАЛЬНЫХ ПОСТАНОВОК
Художественная задумка:
Московский музей современного искусства и театр "Современник" представили совместный проект, посвященный 65-летию театра. В масштабной выставке в MMOMA встречаются прошлое и настоящее, театральная история и современное искусство. Единая документально-художественная инсталляция приглашает зрителей к размышлениям, дает возможность задуматься о сути современности.

Ключевой цифрой стала семерка. Когда-то семь молодых людей образовали уникальный театр. Сегодня семь молодых художников приглашены к участию в инсталляции, чтобы показать свой взгляд на тот «Современник». Они представят семь образов спектаклей, с которых начинался театр: «Вечно живые», «Матросская тишина», «В поисках радости», «Голый король», «Пять вечеров», «Никто» и «Двое на качелях».

В залах спектаклей в свободном ключе обыгрывается визуальный код той или иной постановки и реконструируются отдельные элементы декораций. Погруженный в характерную для эпохи предметную среду зритель сталкивается с подлинными свидетельствами — фотографиями, афишами и программками, эскизами костюмов и декораций, другими памятными документами и артефактами, преимущественно из архива театра. Эти материалы дополнены сохранившимися аудио- и видеозаписями спектаклей, известными советскими кинолентами, а также видеоинтервью с очевидцами первоначальных постановок.
«Нам было интересно посмотреть, как это зарождалось. «Современник» был удивительным и невероятно интересным театром, потому что родился среди молодых людей. Важным для проекта будет и участие самих зрителей – их поддержка, обмен энергией. Мы попробовали вступить в диалог с этой энергией.

Семь молодых художников: Евгений Гранильщиков, Ян Гинзбург, Елена Артеменко, Екатерина Муромцева, Егор Плотников, Егор Федоричев – делают свои проекты специально для этой инсталляции. Это часть, касающаяся семи спектаклей, с которых начался театр. Мы представим оммажи декорациям легендарных постановок, куда предложим войти зрителю и через чувственное соприкосновение с пространством спектакля изучать документы».
Алексей Трегубов, куратор выставки:
У НАС БОЛЕЕ 70 ИНТЕРЕСНЫХ ПРОЕКТОВ
ДЛЯ РАЗНЫХ СПЕКТАКЛЕЙ
И ТЕАТРАЛЬНЫХ ПОСТАНОВОК
История создания оформления выставки:

В конце апреля 2021 года Московский музей современного искусства (МОММА) и театр «Современник» представили совместный проект — документально-художественную инсталляцию «Современник. Начало», посвященную 65-летнему юбилею театра.

Концепция выставки: воспроизведение старого театрального пространства Современника тех времен, в котором воссозданы залы с ширмами, гримёрные комнаты, помещения, оформленные под работы художников и другие интерактивные пространства. Всё зашито доской — отсылка к проекту старого театра.

Художник и куратор выставки Алексей Трегубов создал архитектуру пространства выставки, продумал объекты, сделал подачу в SketchUp, и обратился к нам, чтобы мы выступили основным застройщиком. Быстро включившись в работу, мы подготовили смету, технологическое и проектировочное решения. На всю работу по застройке выставки с нуля отводилось всего 20 дней.
Стены и пол пространства нужно было застелить доской — широкой корабельной доской 30 см в ширину. По задумке это выглядело круто — с отсылкой к проекту старого театра «Современник» 50-х годов. Но столкнулись с тем, что такую доску не купить, а если и найти, то за бешеные деньги. От этой мысли сразу пришлось отказаться ввиду ограниченного бюджета и сжатых сроков.

Нашли компромиссное решение — купили шпунтованную доску 22 мм — ту, что производится промышленным способом в больших объёмах. Она приемлемого качества и легко укладывается. В одной доске — паз, в другой — шип, таким образом ее легко и быстро собрать.

Также за 20 дней мы подготовили проект амфитеатра и проект зала «двое на качелях». В амфитеатре изготовили портал с дорогой для занавеса, который открывается и закрывается по датчику. На его открытие срабатывает свет и видео.

У нас в мастерских выполнили фигурную лесенку, вывеску с буквами СОВРЕМЕННИК, изготовили стол в зал «матросская тишина» и другие детали оформления. Затем привезли все эти элементы в Москву и выполнили застройку выставки.

Всё остальное было делом техники, точнее грамотной организации работы на площадке под руководством бригадира Дмитрия Лебедева пяти бригад. У каждой своё задание. Каждое место хорошо организовано. Кроме того, мы продумали внутреннюю логистику, поставки и размещение материалов, постановку задач с материалами от художника. Работа в короткие сроки была слаженной. Справились с ней на отлично.

Мы не раз уже работаем с Алексеем Трегубовым по таким выставочным проектам, как:
  • «Игра с шедеврами: от Анри Матисса до Марины Абрамович» в Еврейском музее и центре толерантности;
  • «Любимов и время. 1917 — 2017. 100 лет истории страны и человека» в Музее Москвы;
  • «Русская сказка. От Васнецова до сих пор» в Новой Третьяковке.