У НАС БОЛЕЕ 70 ИНТЕРЕСНЫХ ПРОЕКТОВ
ДЛЯ РАЗНЫХ СПЕКТАКЛЕЙ
И ТЕАТРАЛЬНЫХ ПОСТАНОВОК
Еврейский музей и центр толерантности, Москва

14 февраля — 12 мая 2019 года
выставка
У НАС БОЛЕЕ 70 ИНТЕРЕСНЫХ ПРОЕКТОВ
ДЛЯ РАЗНЫХ СПЕКТАКЛЕЙ
И ТЕАТРАЛЬНЫХ ПОСТАНОВОК
Над проектом работали:
Кураторы выставки: Алексей Мунипов, Ирина Мунипова, Лия Чечик, Ирина Дворецкая
Архитектура выставки: Алексей Трегубов

Оформление и застройка выставочного проекта выполнены мастерской «Сценические решения»:
Куратор проекта: Надежда Абрамова
Технолог: Вероника Войчук
Слесарный цех: Максим Кузнецов
Столярный цех: Дмитрий Лебедев
Электробутафорский цех: Дмитрий Леонтьев
У НАС БОЛЕЕ 70 ИНТЕРЕСНЫХ ПРОЕКТОВ
ДЛЯ РАЗНЫХ СПЕКТАКЛЕЙ
И ТЕАТРАЛЬНЫХ ПОСТАНОВОК
Художественная задумка:
Выставка показывает шедевры модернизма и современного искусства – от кубизма до видеоарта. В экспозицию вошли избранные произведения XX и XXI века: работы Малевича («Три фигуры в поле»), Бэкона («Набросок головы Джорджа Дайера»), Лихтенштейна («Портрет»), Яковлева («Кошка, поймавшая птицу»), Пивоварова («Паше», «Вике»), Гончаровой («Купальщицы»), Кифера («Адальберту Штифтеру»), а также Кандинского, Пиросмани, Абрамович, Пикассо, Матисса, и других известных художников. Всего представлены более 30 работ в разных жанрах: от живописи и фотографии до инсталляции и экспериментальной анимации.

«Игра с шедеврами» – это выставка для семейного просмотра, выстроенная как аттракцион, где для знакомства с работами нужно залезть на лестницу, пригнуться, съехать с горки или заглянуть в шкаф, она дает детям и взрослым возможность увидеть работы культовых художников вне рамок школ и концепций.
«Выставка сложная и делалась она сложно: 30 с лишним работ, 26 владельцев — частные коллекции, европейские музеи, российские музеи. Специально была сделана застройка, её придумал архитектор и театральный художник Алексей Трегубов. Пространство проектировалось под каждую картину, что бывает нечасто.

Выставка апеллирует не к рациональной части, не к интеллекту, а к эмоциям, чувствам. Поэтому просто наблюдайте за своими эмоциями, переходя из зала в зал, почувствуйте, как они меняются от соприкосновения с «эмоциональными пространствами» картин и вокруг них. Это то, с чем искусство всегда имело дело, и все великие художники XX века про это прямым текстом говорили: неважно, что вы видите, важно, что вы чувствуете».
Алексей Мунипов, куратор выставки:
У НАС БОЛЕЕ 70 ИНТЕРЕСНЫХ ПРОЕКТОВ
ДЛЯ РАЗНЫХ СПЕКТАКЛЕЙ
И ТЕАТРАЛЬНЫХ ПОСТАНОВОК
История создания оформления выставки:
Это проект о петербургской экспансии в Москве. К нам обратился Алексей Трегубов, классный художник, с которым уже не раз работали. Алексей создал архитектуру пространства будущей выставки, продумал объекты, сделал подачу в SketchUp. Мы быстро включились в работу, подготовили смету, технологическое решение и представили проект конечному заказчику – Музею.
Проект пришел к нам в разгар январских праздников. Подготовительный этап проходил в Петербурге, впереди ждал двухнедельный блицкриг в Москве. Пространство выставки задумывалось, как доступная среда, где посетители знакомятся с современным искусством — такой музей для всех, в котором можно не только смотреть, но и трогать. В нём было много разных технических фишек, которые нам предстояло осуществить, выполняя общую застройку выставочного пространства.

В этом проекте было много стальных конструкций: мы делали большой пандус, станок и ещё пандус. Этому предшествовал довольно трудоёмкий процесс проектирования. Команда конструкторов также разработала типовые модули, которые позволили быстро воссоздать архитектуру, задуманную Алексеем, — построить стены, разделить пространство экспозиции на комнаты, залы и ниши для инсталляций.

Также заранее в мастерских мы изготовили панели, мы их называли ниши, — это были такие крохотные комнатки с направленным светом, в которые открывались двери и туда можно было заглянуть. Некоторые из них были глубокие, там внутри было размещены экспонируемые произведения.

В качестве главного материала художник выбрал плиту из прессованной стружки OSB — это довольно распространенный материал в выставочных застройках, он дешёвый и с ним легко работать. Для выставок он отлично подходит, если художнику нравится такая фактура. Этот же материал, кстати, использовался в декоре кафе музея. Из OSB мы также сделали музейные рамы — вырезали их на специальном станке.

Помимо этих стен и огромного станка в каждой комнате была реализована своя задумка: например, были ниши, куда можно было залезть рукой и тактильно что-то почувствовать, или мы сделали детскую игрушку-перевёртыш с разными эмоциями. Мы также смонтировали большое количество эффектного встроенного света для подсветки картин в нишах. Зрители смотрят в маленький глазочек, к примеру, и видят огромный раскрывающийся раструб, в конце которого представлен Матисс.

Одной из wow-штук были настоящие горки, как на детской площадке, только в музее. Это был бесспорный фаворит и центральный аттракцион в большом зале выставки по соседству с Ансельмом Кифером, видеопроекцией Марины Абрамович и огромной зеркальной стеной. Нам везёт с подрядчиками, которые сформовали эти горки из стеклопластика, загрунтовали, отполировали и покрасили их всего за пять дней.

Еще была одна комната, которая называлась «Движение», в ней был сделан фактурный выпуклый пол. Мы взяли 3D-модель, разбили её на пласты и нарезали из МДФ, эти заготовки поставили на станок в 3D и таким образом сделали пол, похожий на лупу с обтекаемыми выпуклостями.

Очень интересно был выполнен был холл — входная группа выставки, в которой и были как раз размещены рамы из OSB с названиями разных эмоций: грусти, радости, отвращения, сделанных на неоне.

Все, кто работал на этом проекте, — это была наша питерская команда. Вся логистика осуществлялась из нашего офиса в Петербурге, все просчеты, покупки, доставки, менеджмент, какие-то дополнительные конструкторские расчеты — всё это мы взяли на себя.

Мы приступили к работе сразу после нового года, 5 января, а уже к концу месяца все объекты были готовы к монтажу в Москве. Итого: три недели производства в мастерской и две недели застройки на площадке. Чётко и слаженно выполненный этап в Петербурге позволил довериться нашей монтажной команде и быть уверенными, что ребята соберут правильно и в срок. Наше постоянное присутствие в Москве не требовалось — мы знали, что Анри Матисс и Марина Абрамович в надёжных руках.