У НАС БОЛЕЕ 70 ИНТЕРЕСНЫХ ПРОЕКТОВ
ДЛЯ РАЗНЫХ СПЕКТАКЛЕЙ
И ТЕАТРАЛЬНЫХ ПОСТАНОВОК
Большой театр, Новая сцена, Москва

Премьера 8 февраля 2024 года
спектакль
У НАС БОЛЕЕ 70 ИНТЕРЕСНЫХ ПРОЕКТОВ
ДЛЯ РАЗНЫХ СПЕКТАКЛЕЙ
И ТЕАТРАЛЬНЫХ ПОСТАНОВОК
Над спектаклем работали:
Режиссер-постановщик: Алексей Дубровский
Художник-постановщик: Мария Утробина
Художник по свету: Дамир Исмагилов

Подвесные элементы для постановки выполнены мастерской «Сценические решения»:
Куратор проекта, технолог: Александр Никифоров
Слесарно-сварочный цех: Максим Кузнецов, Сергей Маркевич, Сергей Будник, Александр Симанович, Алексей Ильюшин, Роман Кондратьев, Алексей Куликов, Игорь Грищенков, Владимир Перцев
Столярный цех: Алексей Миронов, Денис Аксенов, Данила Ломовцев, Василий Мацку
Создание свистков из стали: Сергей Денисов
Художники бутафоры: Елена Русакова, Наталья Меркульева, Всеволод Глебкин, Сергей Дормидонтов, Надежда Горбенко, Леонид Валеев
Электромонтажный цех: Дмитрий Леонтьев, Юрий Покровский, Евгений Заверненков, Роман Пехотин
Монтировочный цех: Сергей Согрин, Сергей Поздняков, Евгений Алексеев, Евгений Депотапчук
Фото: Жанна Фашаян
У НАС БОЛЕЕ 70 ИНТЕРЕСНЫХ ПРОЕКТОВ
ДЛЯ РАЗНЫХ СПЕКТАКЛЕЙ
И ТЕАТРАЛЬНЫХ ПОСТАНОВОК
Художественная задумка:
Художнику-постановщику Марии Утробиной было важно создать пространство для музыки Чайковского и поэтики Островского. И декорация на сцене тоже как будто звучащая. Чайковский с Островским, соединясь, создали безвременное произведение. Для художника это некий придуманный мир Берендеева царства. Такой полёт. Небесная страна.
«Я слушала музыку, чувствовала ее внутри, представляла некий мир, который звучит визуально, и пошла от эмоционально-образного ощущения пространства. Сначала у меня возник образ льда, потом он соединился с музыкой Петра Ильича Чайковского, с лиризмом Островского, и я вышла на хрустальный орган.

Я увидела некий модуль органных трубок, они стали для меня хрустальными, стеклянными. В этом ледяном органе сочетается и холод, и прозрачность, и хрустальность, а с другой стороны, орган — это инструмент, который без воздуха и без дыхания не работает. Чтобы звучать, ему нужно постоянно живое дыхание и движение, как и всей нашей декорации и спектаклю. Он не статичен, постоянно движется, ездит, перемещается.

Дальше я стала простраивать по партитуре визуальный ряд. И когда он стал складываться у меня, я подумала, что это страницы книги, которые мы перелистываем, смотря спектакль».

Мария Утробина, художник-постановщик:
У НАС БОЛЕЕ 70 ИНТЕРЕСНЫХ ПРОЕКТОВ
ДЛЯ РАЗНЫХ СПЕКТАКЛЕЙ
И ТЕАТРАЛЬНЫХ ПОСТАНОВОК
История создания декораций:
Для постановки наши мастерские выполнили многочисленные подвесные элементы, которые представляют собой органные трубки, они же сосульки, расписанные витражными красками, часть из них диммируется, переливаясь различными цветами.

С виду декорация не представляется чем-то сложным, казалось бы висят трубки, закрепленные на каркас, снизу сужающиеся элементы, похожие на завершение труб органа (мы их назвали свистки). Но, как говорится, дьявол кроется в деталях.
Все трубки литые (ударопрочные, износостойкие и предлагают достаточно большой выбор диаметра) — выполнены из акрила. С виду кажутся круглыми, но на деле они овальные. Их овальность доставляла сложности на стыке двух половин детали, поскольку каждый элемент довольно большой по высоте, при этом стык должен быть невидимый и ровный. Для этого использовали винты с самоконтрящимися гайками и проставками — брали кузовные шайбы, которые не сильно давили на тело трубы, чтобы не деформировать ее.

Каркас мы максимально упростили и сделали его облегченным, не мешающим воспринимать целостность прозрачных труб. Его нужно было выполнить так, чтобы трубы, закрепленные на двух каркасах одного элемента, составляли единую ровную линию. Была проделана большая работа нашего слесарно-сварочного цеха, за что мы им благодарны.
Все трубки условно разделены на группы: «хрустальные» – прозрачные трубки со световыми элементами, а также группы трубок «ярило», «лес» и «озеро», частично расписанные витражными красками так, чтобы роспись работала на просвет и была одновременно и красочной, и прозрачной.

У каждой трубки свой индивидуальный размер, срез и свисток. При этом они имеют 5 разных диаметров. Всего 740 трубок с толщиной стенки 2 и 3 мм и с 12 точками крепления к каркасу. Каждую трубку подрезали по размеру и заводили в каркас, устанавливая крепление через уголки.

Изначальная длина всех труб – 2 метра, длины труб варьировались от отрезков 300 мм до 1990 мм, а самая большая собранная одна деталь, состоящая из трех сегментов, набирала высоту 7 метров.
По три трубки от каждого сортамента отдавали сборщикам, они соединяли их в единую трубу, чтобы иметь единую ось, заводили в каркас и ставили точечно уголки по диаметрам труб. Таким образом, соблюдалась целостность шва и стыка. Так элемент за элементом получились каркасы с трубками, висящие на тросах. Каркасы разборные для удобства хранения, транспортировки и монтажа.

Декорация из акриловых трубок довольно капризная и хрупкая. Вопреки ударостойкости она не застрахована от трещин молнией из-за неверно закрученного самореза. К тому же труба сильно электризуется и набирает на себя много волокон и пыли, поэтому требует постоянной чистки и обновления покрытия антистатиком.
Свистки предполагали сначала выполнить разными методами: формовка, стекловолокно или даже дерево. В итоге для 120 элементов с диаметром 60 мм точили свистки из бука и сажали их на саморезы к трубкам.

С большими свистками 200 мм в диаметре была сложность – они должны были быть легкие, одновременно прочные и при этом держать форму. Остановились на листовой стали, доработав фактуру. Листы стали покрыли шубой и выкрасили в серебристый цвет. Шуба – это декоративная паста, она огнезащитная, дает зернистую поверхность, создает ощущение потертости и шершавости элементов и при этом хорошо маскирует неровности, перепады, швы и стыки листов.
Свистки диаметрами 140 мм и 210 мм сопровождались светящимися трубками. Таких элементов было два блока. Внутри свистков наши электробутафоры заложили всю коммутацию и диммерные блоки. Для подсветки использовали светорассеивающие трубки из матового молочного поликарбоната, в них заводили алюминиевую полосу с приклеенной светодиодной лентой – большая и кропотливая работа вручную над каждой трубкой наших электриков.
Акриловые трубы – не вся декорация. Мы выполнили 41 плоский элемент, имитирующий объемные трубы: в основе каркас, на нем кабельными стяжками закреплен отфрезерованный поликарбонат с многослойным сложным геометрическим рисунком витражными красками, а также с имитацией свистков, оклеенных серебряной поталью, которую поддували лаком. Для того, чтобы поликарбонат держался в плоскости, мы натягивали на каркас сетку манье.
«Поскольку чертежи часто отдают спешно, ввиду быстрого запуска декорации в производство, на промежуточных этапах возникла необходимость «с нуля» составлять спецификацию на каждую длину, подрезку, сорт, диаметр акриловых труб. Не ожидал, что будет такой трудоёмкий процесс и многостраничная таблица с параметрами на тысячу позиций, но мы со всем справились», — говорит Александр Никифоров, технолог, куратор проекта.