У НАС БОЛЕЕ 70 ИНТЕРЕСНЫХ ПРОЕКТОВ
ДЛЯ РАЗНЫХ СПЕКТАКЛЕЙ
И ТЕАТРАЛЬНЫХ ПОСТАНОВОК
Большой театр, Москва

Премьера 14 февраля 2020 года
опера
У НАС БОЛЕЕ 70 ИНТЕРЕСНЫХ ПРОЕКТОВ
ДЛЯ РАЗНЫХ СПЕКТАКЛЕЙ
И ТЕАТРАЛЬНЫХ ПОСТАНОВОК
Над спектаклем работали:
Либретто Николая Римского-Корсакова и Владимира Бельского по русским былинам

Режиссер-постановщик и сценограф: Дмитрий Черняков
Ассистент художника-постановщика: Екатерина Моченова
Ассистент художника по работе с историческими декорациями: Альона Пикалова
Художник по костюмам: Елена Зайцева
Художник по свету: Глеб Фильштинский

Декорации для одной из семи картин оперы выполнены мастерской «Сценические решения»:
Куратор проекта, технолог: Вероника Войчук
Слесарный цех: Максим Кузнецов
Столярный цех: Илья Гайворонский
Бутафорский цех: Влад Балаклейский, Дмитрий Иванцов, Виктория Галустян
Скульптор: Кирилл Башкиров
Художник: Илья Баталов

Конструкторское решение: компания ОТех
Мастерская стеклопластика: Илья Наймушин
Фото: «Братчина» – репродукция эскиза декораций Аполлинария Васнецова к опере «Садко» 1901 года (в ч/б и раскрашенном варианте);
Фото: Большой театр и архив мастерских «Сценические решения»
У НАС БОЛЕЕ 70 ИНТЕРЕСНЫХ ПРОЕКТОВ
ДЛЯ РАЗНЫХ СПЕКТАКЛЕЙ
И ТЕАТРАЛЬНЫХ ПОСТАНОВОК
Художественная задумка:
Декорации новой постановки оперы «Садко» в Большом театре созданы режиссером и сценографом Дмитрием Черняковым на основе эскизов начала XX века, выполненных известными художниками русского театра. В частности художник Аполлинарий Васнецов создал эскизы декораций для премьеры «Садко» в Мариинском театре в 1901 году. В постановке Дмитрия Чернякова используется этот самый эскиз Васнецова для сцены «хоромы братчины» – терем, в котором в первой картине оперы пируют лучшие люди Новгорода.
«Над картиной оперы «Садко» с мастерскими «Сценические решения» работалось отлично, я бы даже сказала в каком-то смысле безупречно, потому что перед нами постановщиками изначально стояла беспрецедентная задача — у нас были эскизы старинных спектаклей и некоторых даже неосуществлённых спектаклей, которые есть только в эскизах.

В данном случае картина, декорации к которой делали «Сценические решения», была из осуществленного спектакля, но из наглядного материала у нас были только черно-белые фотографии, две штуки, всё. И то, что художники сумели настолько точно воспроизвести и наш замысел, и исторический замысел А.М. Васнецова, при этом соединить всё в единое целое — это совершенно потрясающе!»
Екатерина Моченова, ассистент художника-постановщика:
У НАС БОЛЕЕ 70 ИНТЕРЕСНЫХ ПРОЕКТОВ
ДЛЯ РАЗНЫХ СПЕКТАКЛЕЙ
И ТЕАТРАЛЬНЫХ ПОСТАНОВОК
История создания декораций для спектакля:
Опера «Садко» в постановке режиссера и сценографа Дмитрия Чернякова в Большом театре — ещё один пример масштабной работы, выполненной нашими мастерскими в сжатые сроки. Это прежде всего очень интересная по технологическому процессу изготовления декорация. Её конструктором выступила компания ОТех, наш постоянный партнёр. С ОТехом мы выпустили несколько проектов, в том числе и для Большого театра.

Опера имеет семь картин, и нашей мастерской досталась одна из них — «Пир в богатых хоромах Братчины в Новгороде» — перспективный павильон, где все конструктивные детали подчинены перспективе: четыре колонны, две боковых стены, одну большую заднюю стену, печку и боковую стену с башенкой.
Подробнее
Художественная составляющая оперы «Садко» была очень важна для режиссера и художника-постановщика Дмитрия Чернякова. Опера — дань «Новгородским хоромам» по эскизам Аполлинария Васнецова исторической премьеры 26 января 1901 года.

Мы пригласили художника Илью Баталова, который тесно общался с ассистентом художника-постановщика по работе с историческими декорациями Альоной Пикаловой, выясняя все детали и пожелания. Театр передал нам потрясающий макет в исполнении Альоны. С ним было очень легко работать.

Технологическое решение было придумано и согласовано изначально: имитация бревенчатой фактуры создавалась при помощи пенопласта для прочности и долговечности. Сверху пенопласт закрывали стеклопластиковой коркой. За основу мы взяли ячеистый поликарбонат на металлической раме, вручную вырезали фактуру бревен и покрыли стеклопластиком, далее расписали и отправили образцы в Москву.

Для нас это не первый опыт работы со стеклопластиком, до этого был масштабный проект «Пиковая дама» для театра балета Якобсона, где мы также покрывали резные элементы стеклопластиком, поэтому набив шишки, мы уже знали все нюансы, например, про стыковку деталей. Так как стеклопластик добавляет к деталям по 4-5 мм в толщину, а рабочий проект по металлу уже был готов, мы придумали способ делать фанерные торцы, которые не дали бы стеклопластику «залезать» на стыки рам конструкции. Торцы обеспечили нам качественную сборку деталей.

Всю ручную работу с пенопластом выполнил приглашенный нами скульптор Кирилл Башкиров и его команда. Сейчас оглядываясь назад, даже не верится, что ребята управились в такие сжатые сроки на новогодних праздниках. По мере готовности работ по пенопласту детали перемещались на стеклопластик. Во главе с Леонидом Наймушиным ребята работали буквально на износ, так как было важно передавать детали со стеклопластиком далее нашим художникам. К тому же ребята сделали нам всю основную грунтовку деталей.

Интересная работа вышла с колоннами: там имеются резные объёмные детали, которые мы отмоделировали, затем вырезали из пенопласта на станке и покрыли стеклопластиком. У каждой из колонн имеются коньки — эти детали были наиболее сложны для сварочного цеха, так как имеют перспективу в трёх плоскостях. Колонны устанавливалась на фуры, которые имели по 10 роликовых черепах на каждую.

Наши бутафоры проделали огромную работу по росписи витражей. Решётки на окна мы вырезали из фанеры на ЧПУ станке, стёкла изготовили из прозрачного монолитного поликарбоната, далее установили окрашенные в чёрный решетки к стеклам и начали расписывать. Но как потом выяснилось, не теми красками. Мы использовали акриловые витражные краски, а они не совсем подходили для поликарбоната, так как очень скатывались. И буквально за один день купив новые краски, мы очистили уже расписанные окна от акрила и расписали их заново. Всю эту работу проделали Дмитрий Иванцов и Виктория Галустян, за что им большое спасибо.
Вероника Войчук, технолог и куратор проекта, мастерская «Сценические решения»:

«Это был мой самый большой проект, который я курировала на тот момент, и я очень рада, что мне выпало вести его от и до. А главное, он самый красивый, не в обиду другим ранее выпущенным спектаклям. Были моменты, когда было откровенно страшно, так как мы выбивались из графика, да и новогодние праздники были совсем не кстати. Но всё сложилось, и я ни разу не столкнулась с такой проблемой, с которой нельзя было справиться. Конечно же, это всё благодаря самоотдаче коллег».