У НАС БОЛЕЕ 70 ИНТЕРЕСНЫХ ПРОЕКТОВ
ДЛЯ РАЗНЫХ СПЕКТАКЛЕЙ
И ТЕАТРАЛЬНЫХ ПОСТАНОВОК
Музейно-театральный проект
ЦВЗ «Манеж»,
Санкт-Петербург

19 сентября – 15 октября 2018 года
выставка
У НАС БОЛЕЕ 70 ИНТЕРЕСНЫХ ПРОЕКТОВ
ДЛЯ РАЗНЫХ СПЕКТАКЛЕЙ
И ТЕАТРАЛЬНЫХ ПОСТАНОВОК
Над проектом работали:
Режиссер-постановщик: Андрей Могучий
Художник: Вера Мартынов
Организаторы: ГМЗ «Петергоф», ГМЗ «Царское село», ГМЗ «Гатчина», ГМЗ «Павловск»
Продюсер проекта: «Культура потребления», Мария Гурмина

Оформление и застройка выставочного проекта выполнены мастерской «Сценические решения»:
Кураторы проекта, технологи: Надежда Абрамова, Вероника Войчук
Жесткие декорации: Диана Габдрахманова, Павел Хмелевской, Алексей Флусов, Вероника Войчук
Мягкие декорации: Людмила Сальникова
Слесарный цех: Максим Кузнецов
Столярный цех: Денис Аксёнов, Илья Гайворонский
Художники бутафоры: Влад Балаклейский, Сергей Еньков, Наталья Меркульева
Фото: Михаил Вильчук, Иван Ерофеев для «Культура потребления»


У НАС БОЛЕЕ 70 ИНТЕРЕСНЫХ ПРОЕКТОВ
ДЛЯ РАЗНЫХ СПЕКТАКЛЕЙ
И ТЕАТРАЛЬНЫХ ПОСТАНОВОК
Художественная задумка:
«Хранить вечно» — масштабная театрально-выставочная инсталляция, рассказывающая о биографии четырех пригородных музеев языком современного театра. Проект посвящен 100-летию превращения бывших императорских резиденций «Гатчина», «Павловск», «Петергоф» и «Царское Село» в общедоступные музеи, изобретательно пересказанная на языке иммерсивного театра.

Перемещаясь по экспозиции в наушниках, посетители услышали рассказ вымышленной героини, вся жизнь которой оказалась связанной с бывшими монаршими резиденциями. Революция, Гражданская война, сталинские репрессии, Великая Отечественная война — трагедий хватало в судьбе и страны, и дворцов, и самой героини.

Манеж разделили на залы, соответствующие главам повествования. Каждый из них представлял собой, по сути, тотальную инсталляцию, созданную с использованием подлинных музейных экспонатов из фондов четырех музеев-заповедников — всего их насчитывалось более 200 экземпляров. Завершалась выставка-спектакль огромным пространством, изображающим музей после бомбежки: экспонаты и фрагменты архитектурного декора валялись среди обугленных обломков стен.

В повествовании органично сочетаются свет, звук, мультимедиа, создавая в итоге экспериментальное инновационное произведение, включающее в себя разнообразные принципы воздействия на зрителя. Научную основу проекта «Хранить вечно» обеспечили сотрудники музеев-заповедников.


«С проектом «Хранить вечно» мастерскую «Сценические решения» предложила продюсер проекта. Я не знала никого из этой мастерской, и когда мы начали работать, выяснилось, что очень много моих знакомых знают ребят, и на первой же встрече у меня возникло хорошее ощущение и уверенность в том, что всё получится. Профессиональные и по-человечески тёплые ребята из мастерской очень быстро понимали задачу, уточняли мельчайшие детали. Надежда Абрамова вела всё производство по проекту и она совершенно покорила меня чуткостью и ответственностью.

В работе порой возникает такая ситуация: предлагают какое-то не соответствующее задачам решение и ставят перед фактом: «будет так, либо никак и свои художественные задачи решайте сами, у нас нет людей/материалов/времени/денег и т.д. и т.п.». В этом проекте у нас ни разу не было такой ситуации, все решения мы принимали согласованно, если что-то не получалось сразу, искали их вместе. Это был настоящий опыт взаиморадостного сотрудничества, как я сейчас могу судить об этом.

Самым сложным в работе были изменения на этапе монтажа, который длился всего девять дней, что крайне мало для такого масштабного и подробного проекта. Ночами обдумывали дальнейший план, утром все быстро реализовывали. Надя и Миша всегда были готовы к неожиданным поворотам и большой опыт работы позволял им быстро справляться со сложностями.

Еще сложно было смотреть, как люди носят по кирпичику и делают такую неравномерную фактуру для инсталляции «руины». Она создавалась все девять дней ночами, и мне было тяжеловато на это смотреть. Это всё ручная работа – каждый миллиметр выставки сделан обдуманно и с любовью. Думаю, именно поэтому «Хранить вечно» нашла такой хороший отклик у посетителей – это невозможно не почувствовать».
Вера Мартынов, художник:
У НАС БОЛЕЕ 70 ИНТЕРЕСНЫХ ПРОЕКТОВ
ДЛЯ РАЗНЫХ СПЕКТАКЛЕЙ
И ТЕАТРАЛЬНЫХ ПОСТАНОВОК
История оформления и застройки выставочного проекта:
Изначально Мария Гурмина, исполнительный продюсер компании «Культура потребления» от искала технолога по декорациям на этот проект, и мы, зная друг друга по другим совместным работам, согласились выполнить оформление залов для этого выставочного проекта.

Первый раз мы встретились с рабочей группой 9 мая 2018 года, а к работе приступили в середине июня. Сначала мы собирали информацию от художника Веры Мартынов, выясняли, как она видит проект в целом, где всё будет располагаться, и как это должно выглядеть, из каких материалов и фактур должны быть сделаны объекты. И первая сложность, с которой мы столкнулись, — это желание Веры сделать настоящие декорации и использовать много аутентичных вещей для этого проекта, в то время как мы — театральные мастерские — привыкли создавать в основном имитацию различных объектов театральными бутафорскими методами.
При этом было сложно в один и тот же период собирать всю информацию от художника в единый документ, делать чертежи и искать фактуры. Мы изначально не понимали, какие это будут фактуры. Обычно мы знаем все стандартные материалы, которые используем в работе с театральными декорациями, их габаритные размеры, весовые характеристики и какие для них нужны каркасы, как обрабатывать поверхности и так далее, а здесь мы искали натуральные фактуры и не знали, что в итоге найдем.

Всего по проекту мы выполнили следующие объекты: фойе с имитацией зрительного зала с креслами из БДТ и золотым занавесом, все коридоры и переходные зоны из зала в зал, золотая анфилада, зал Парка культуры и отдыха с видеоинсталляцией и газоном, выставочные образцы вагонов, зал с руинами и зону реставрации — белый зал с надписями, который несколько раз менялся в концепции из черного в серый и в итоге оказался белый, и мы его много раз перекрашивали.
Михаил Абрамов, «Сценические решения»:
«Хранить вечно» — это очень большой объем работ, который нужно было вписать в плотный график, выдержать сроки, обещания и сдать объекты вовремя. На проекте мы решаем разные задачи: Надежда Абрамова отвечает за реализацию творческого замысла художника, а я — за обеспечение качественного продукта в определенные сроки, работу команды и координацию большого объема монтажных работ в Манеже».
Михаил Абрамов: «Я отвечаю за работу с людьми, за мотивацию их на подвиги, выстраиваю все процессы и контролирую ход работ. На мне также ответственный период до запуска производства: нужно всё тщательно проанализировать, заложиться по деталям и материалам, расставить приоритеты, выстроить очередность производственных работ в график. С одними объектами больше работы по сложности задач, что-то по технологическому процессу короче, бывают объекты, которые мы уже делали, технологии уже испробованы и решения найдены, нужно, грубо говоря, взять и повторить определенную последовательность операций, а бывают какие-то новые для нас задачи или новые сочетания технологий в этом объеме. Например, анфилада выставки «Хранить вечно» — мы использовали подобную золотую плёнку ранее только в малых объёмах, в небольших бутафорских элементах, а здесь перед нами стоял объем в более 1000 кв. метров».
У НАС БОЛЕЕ 70 ИНТЕРЕСНЫХ ПРОЕКТОВ
ДЛЯ РАЗНЫХ СПЕКТАКЛЕЙ
И ТЕАТРАЛЬНЫХ ПОСТАНОВОК
Золотая анфилада:
Наша первая большая работа — это золотая анфилада, которая состояла из 7 комнат, связанных одним длинным коридором. Вера хотела использовать там много золота, рассказывала, как она выпускала спектакль «Гроза» в БДТ. Мы предложили ей другой вариант: начертили деревянные кубики, зашили их МДФ, чтобы поверхность была гладкая, и уже по МДФ накладывали специальную золотую плёнку, которую обычно используют для нанесения золотого рисунка на ткани.

Это особая технология, которую придумали итальянцы и производят только в Италии. В Петербурге есть всего одна компания, которая занимается продажей больших принтеров, красок, бумаги, где мы смогли приобрести эту золотую плёнку. Мы раньше уже работали с этой технологией на других проектах и показали художнику большое количество образцов с разным лаком, различными методами приклеивания и подкрашивания, и как их можно применить в комнатах. Эти образцы мы тщательно отбирали вместе с художником на протяжении трёх встреч и параллельно делали чертежи всех декораций, готовили образцы на пол.

Вся мебель, чемоданы и другие элементы оформления залов анфилады мы искали подлинные тех времен, что-то покупали на блошиных рынках. У нас был киношный реквизитор, который знал места, где это всё можно было раздобыть. Основные предметы тех времен нам удалось приобрести, а что-то досталось нам со съемок, например, фильма «Баржа 752». В процессе работы к нам подключилась реквизитор Лиза — студентка Андрея Могучего, и она очень чутко и терпеливо постоянно на связи с Верой решала все вопросы по реквизиту.
Много ручной работы, не свойственной театру, было выполнено для полов в разных залах выставки: пол можно было бы сделать печатью, но печать по сравнению с ручным трудом смотрится бедно, поэтому все эти плиточки расписывались вручную со специально смешанными для этого красками. Для красной дорожки мы брали ламинированную фанеру, чтобы она была гладкая, и покрывали ее ярко алой краской и несколькими слоями лака.

Пол для зала Парка культуры и отдыха выполнен из мелкой щепы. Мы его очень долго согласовывали — художник хотела, чтобы ее было в три-четыре раза больше и чтобы она начиналась прямо от анфилады, и мы переживали, что «Манеж» нам это не разрешал. В итоге после долгих поисков мы сделали оптимальный образец, который всех устроил.
У НАС БОЛЕЕ 70 ИНТЕРЕСНЫХ ПРОЕКТОВ
ДЛЯ РАЗНЫХ СПЕКТАКЛЕЙ
И ТЕАТРАЛЬНЫХ ПОСТАНОВОК
Экспозиция зоны войны:
Мы много работали на этом проекте с натуральными материалами и подлинными предметами — Вера очень хотела использовать старую фанеру и старые ящики для зоны войны и ни в какую не соглашалась на состаренные, выполненные бутафорскими методами материалы. Мы также нашли в интернете на каких-то сайтах людей, которые разбирают старые морские ящики из-под продуктов, привезенных из Латинской Америки. Там используется толстая дубовая фанера, и мы покупали это всё практически вслепую, что-то выбрасывали, потому что она была местами гнилая, а хорошую фанеру обрабатывали специальными средствами от паразитов и использовали в декорациях.

Некоторые старые ящики советского периода 60-х годов мы нашли на каких-то складах и также перебрали их, обработали и задействовали для экспозиции войны. Эти ящики были собраны на старые гвозди, которые мы выпрямляли и обрабатывали. У нас ушло более 24 часов прибить порядка 100 табличек на эти гвозди в помещении перед залом Парка культуры и отдыха. Два человека стояли на строительных лесах и прибивали по четыре гвоздя на каждую табличку, потому что невозможно же это сделать на саморезы. И все картины в анфиладе так же прибиты на эти гвозди. Казалось бы это какие-то мелочи, которые с первого раза не видно, но все это создает впечатление подлинности и аутентичности.

Мы построили 3 военных вагона. Вера просила, чтобы они выглядели как павильоны, отдаленно по форме напоминающие вагоны, но не должны были нести какую-то смысловую нагрузку, кроме первого. Для первого вагона компания «Культура потребления» договорилась с РЖД о том, что из Мурманска пригонят настоящий военный вагон 40-х годов специально для нашего проекта. И этот вагон стоял на Сортировочной станции в Петербурге. Мы съездили, осмотрели его, поняли, что не сможем ввезти на площадку вагон целиком, и решили, что разберем его по досочкам, сохраним балки и снимем его со станины. Конечно, там процентов 50 всего нового, но есть и подлинные вещи: ручки, петли, гвозди. Наши бутафоры месяц этим занимались, собирали все эти элементы. Затем мы всё это по деталям привезли и смонтировали на площадке.
У НАС БОЛЕЕ 70 ИНТЕРЕСНЫХ ПРОЕКТОВ
ДЛЯ РАЗНЫХ СПЕКТАКЛЕЙ
И ТЕАТРАЛЬНЫХ ПОСТАНОВОК
Зал «Руины»:
Зал «Руины» — самый интересный объект, который родился в последний момент и был самым сложным. Для всех нас, включая «Манеж», было бы удобнее сделать его чистым театральным методом: «с нуля» набрать мусор, художественно его расписать и собрать на площадке — и мы это много раз предлагали, но встречали отказ. Параллельно мы просматривали сайты в интернете, искали строителей, которые разбирают старые квартиры, даже ездили на какие-то объекты, но там был совсем мелкий мусор, который нам не походил. Потом мы обзванивали компании, которые оказывают услуги по вывозу большого строительного мусора, и в итоге нашли ребят, которые на стройках разбирают, оставляют себе целые кирпичи и укладывают их в паллеты.

Для нас оказалось большой удачей найти старые дореволюционные кирпичи, из которых строили дома в 19 веке, они больше по размерам, чем современные, и отличаются фактурой — они нам идеально подходили для оформления зала.

Люди со стройки оказались очень отзывчивые, мы им рассказали и по-человечески объяснили, что кирпичи нам нужны для музейно-выставочной инсталляции, назвали, кто в участвует в этом проекте, и они откликнулись и пошли нам навстречу. Мы договорились, что они доставят паллеты из этих кирпичей и привезут еще две машины битых кирпичей с разбора строек на наш большой склад, где мы делали предварительный монтаж. Там же мы сортировали их и паковали в мешки, чтобы отвезти потом в «Манеж».

Следующим приключением был доставка и завоз на площадку для оформления зала «Руины», поскольку это же все-таки мусор и он сильно пылит, а в «Манеже» запрещены пыльные работы. Для этого мы построили внутри «Манежа» специальный шатёр, в котором всё опрыскивали водой, огораживали плёнкой и выкладывали на нее кирпичи и строительный мусор. На этот монтаж у нас ушли 10 дней работы в круглосуточном режиме.
У НАС БОЛЕЕ 70 ИНТЕРЕСНЫХ ПРОЕКТОВ
ДЛЯ РАЗНЫХ СПЕКТАКЛЕЙ
И ТЕАТРАЛЬНЫХ ПОСТАНОВОК
О работе с художником:
На реализацию проекта у нас ушло всего 3 месяца. Для такого уровня сложности и объема работ это очень короткие сроки. У нас была презентация с референсами от художника по каждой зоне проекта, где Вера давала схемы, подробные описания и делала развески. Постепенно в работе мы проникались видением художника и начинали чувствовать, что она хочет, сонастроились с ней на этапе предоставления образцов и дальше все согласовательные моменты проходили быстрее, в какой-то момент возникло доверие в работе.

В нашей работе бывают ситуации, когда художник не знает, что он хочет, и нам нужно подтолкнуть его к какому-то решению, не обязательно нам удобному, но реальному. В большинстве случаев они знают, что хотят, но на них лежит очень большая ответственность в выборе.

С Верой Мартынов нам было очень интересно работать, мы под конец проекта с ней очень подружились. Она оказалась доброжелательной, приятной в общении, всегда на связи, сотрудничала, всегда выдавала весь материал в переписке, к ней всегда можно было приехать, показать какие-то образцы или она приезжала к нам на производство. И нужно отметить ее феноменальную работоспособность и ход мыслей. Она некоторые комнаты переделывала на ходу в процессе подготовки, потому что понимала, что так, как она изначально задумывала, не получится, мгновенно соображала, а ее ассистент рядом это всё фиксировал. Например, комнату с картинами и инсталляцию с чемоданами она собрала полностью своими руками. Она приходила на площадку к 9 часам вечера и работала пол ночи вместе с двумя помощниками, лично собирая инсталляции.
Михаил Абрамов, «Сценические решения»:
«Когда мы вышли на финальный монтаж выставки и пошла бутафория и отделка, был такой момент выдоха, потому что до этого складывалось ощущение, что можем не успеть: нас подводили люди, заменялись технологии, происходили другие накладки, но мы всё выдержали и справились. Дело в том, что проверенные специалисты у нас есть в ограниченном количестве, при этом для сравнения привычный объём работы над выпуском спектакля в пять раз меньше, чем эта выставка. Цена ошибки была велика из-за большого объёма работ».