У НАС БОЛЕЕ 70 ИНТЕРЕСНЫХ ПРОЕКТОВ
ДЛЯ РАЗНЫХ СПЕКТАКЛЕЙ
И ТЕАТРАЛЬНЫХ ПОСТАНОВОК
Новая Третьяковка, Москва

20 февраля — 20 сентября 2020 года
выставка
У НАС БОЛЕЕ 70 ИНТЕРЕСНЫХ ПРОЕКТОВ
ДЛЯ РАЗНЫХ СПЕКТАКЛЕЙ
И ТЕАТРАЛЬНЫХ ПОСТАНОВОК
Над проектом работали:
Автор идеи и куратор проекта: Татьяна Гетман
Автор художественной концепции, архитектор, сокуратор: Алексей Трегубов
Автор интерактивных объектов выставки: Мария Трегубова
Научный консультант, сокуратор: Никита Петров
Искусствовед, сотрудник Третьяковской галереи, сокуратор: Иван Антонов
Сотрудник отдела новейших течений Третьяковской галереи, сокуратор: Игорь Волков

Оформление и застройка выставочного проекта выполнены мастерской «Сценические решения»:
Кураторы проекта, технологи: Михаил и Надежда Абрамова
Конструктор:
Слесарный цех: Максим Кузнецов
Столярный цех: Илья Гайворонский, Алексей Миронов, Юрий Плутахин
Пошивочный цех: Екатерина Кочурова
Художники бутафоры: Влад Балаклейский, Наталья Меркульева, Андрей Дазиденко, Виктория Галустян, Марьяна Шумкова, Дмитрий Иванцов, Всеволод Глебкин, Евгений Куклин
Фото: Новая Третьяковка, Карина Горбачевская, архив Марии и Алексея Трегубовых
У НАС БОЛЕЕ 70 ИНТЕРЕСНЫХ ПРОЕКТОВ
ДЛЯ РАЗНЫХ СПЕКТАКЛЕЙ
И ТЕАТРАЛЬНЫХ ПОСТАНОВОК
Художественная задумка:
«Русская сказка. От Васнецова до сих пор» — это иммерсивная выставка-эксперимент, выставка-путешествие между мирами классического и современного искусства, кинематографа и русского фольклора, когда "классическое искусство" состыковывается в очень сложном пространстве с искусством современным.

Обращаясь к фантастическим мирам, персонажам, сюжетам, художники часто изображали героев русской сказки, эпоса и мифологического рассказа. В нашем представлении Садко, Кощей Бессмертный, Иван-Царевич, леший и русалка — персонажи вымышленные, «сказочные». Мы воспринимаем их через книги, кино, художественные образы и погружаемся в образный мир детства. В русском же фольклоре это разные и редко пересекающиеся миры.

Третьяковская галерея представила посетителям несколько уровней восприятия русской сказки. Первый путь — через искусство, работы Виктора Васнецова, Ивана Билибина, Василия Поленова, Михаила Врубеля, Боба Уилсона, современных художников — к самым узнаваемым образам из советского кинематографа и мультипликации. Второй — через путешествие по мирам русского фольклора: сказки, былины и былички. И третий — через природные стихии: пространства подземелья, леса и воды, в которых и происходят основные события знакомых с детства сюжетов.

Источник
Алексей Трегубов, архитектор, художник и сокуратор выставки:
«Самым интересным вызовом в этой работе было пространство бывшего ЦДХ, которое само по себе совсем не зовёт к сказке. А я часто работаю от контекста пространства и места. Поэтому у нас была основная задача: как создать сказку в пространстве, которое совсем не сказочное и вторая — как попасть в эту сказку. Главным героем и действующим лицом своей сказки становится собственно посетитель. Поэтому у нас стоял вопрос, через что мы должны перейти в сказку.

Мы воссоздали копию зала исторической Третьяковской галереи на Лаврушинском переулке. Это очень важное место, потому что именно с музея начинается сказка. Именно здесь, когда мы приходим в музей, начинается наш выбор произведений и мы попадаем куда-то. Поэтому у нас здесь собраны основные произведения Васнецова и главный экспонат — «Витязь на распутье», как иллюстрация и поддержка мысли о свободном выборе: нам предлагается направо пойти, прямо или налево — как в сказке из детства.

Выбор маршрута становится двигателем путешествия в пространствах выставки. У нас три царства здесь: подземное, водное и лесное. Мы попадаем в лесное царство, в центре которого объект Маши Трегубовой — медведь, на котором можно сидеть, лежать и гладить его. Сказка XXI века — это очень интересная тема. Это наверное не сказка, а искренность. Мне кажется тема искреннего и простого — она как вода нужна. И в этом смысле сказка очень точно ложится в эти два понятия — что-то очень простое и очень искреннее».

Источник
У НАС БОЛЕЕ 70 ИНТЕРЕСНЫХ ПРОЕКТОВ
ДЛЯ РАЗНЫХ СПЕКТАКЛЕЙ
И ТЕАТРАЛЬНЫХ ПОСТАНОВОК
История создания оформления выставки:
Сборные выставки, как в случае с выставкой «Русская сказка. От Васнецова до сих пор» в Новой Третьяковке, — это сложная история взаимодействия, поскольку в них принимают участие несколько музеев, частные коллекции, владельцы экспонатов — это всё очень большое количество заинтересованных лиц, которые должны собраться все вместе для выработки решений.

Живая история, которая в итоге выросла в декорации, тоже от части менялась после встреч с пожарными, с учётом эвакуационных выходов, проходов для инвалидов и допустимых норм. Требовалось адаптировать концепцию оформления выставки под эти все нюансы.

В процессе мы также учитывали сами экспонаты, выбор их места, освещённость, защищённость, можно ли к ним подходить, трогать или нельзя. Поэтому вырастало очень много мелочей, которые нужно было собрать и в тот же самый период уже нужно было делать декорации. Нам было сложно в тех обстоятельствах, когда невозможно выстроить хронологию и последовательность в работе. Но, как говорится, в России мы любим побеждать.
Подробнее
В этом проекте мы изначально понимали, что будет непросто, существовали очень жёсткие границы. У нас на руках была концепция, но её было сложно детализировать и разрабатывать, как это обычно делают технологи, то есть переводить в сантиметры, предлагать решения по материалам, составлять подборы, подсчёты, отталкиваясь от требований помещений и ещё от многих нюансов: пожарных датчиков, высоты потолков, размеров проходов, заносов, лифтов и пр.

С одной стороны у нас есть опыт застройки и оформления выставочных пространств и нам не привыкать, но в этом проекте было слишком много неизвестных: абсолютно новый заказчик, немного чуждая нам технология, которую мы ранее не использовали. К тому же мы были в рамках очень ограниченного бюджета, чего совсем не ожидали и просчитывали, как сделать декорации реально дёшево, по-другому не скажешь.

У нас был заказан огромный объём только самих материалов: бруска в количестве 6 км, который ещё нужно было пропитать, 500 листов евро-фанеры, более 1000 листов ОСБ для покрытия пола и на зашивку станка. Мы начали работать по проекту 4 января 2020 года, при том, что у нас не было на руках контракта и полного списка того, что делаем, а начало монтажа выставки стояло 25 января 2020 года.
Надежда Абрамова, технический директор мастерских «Сценические решения»:

«С Лёшей Трегубовым интересно работать, потому что он все время приносит что-нибудь «на подумать», говорит: «я вроде бы хочу такую штуку, как её сделать, вот такие от неё должны быть ощущения», и в какой-то степени Миша Абрамов выступает с ним как соавтор.

В этом и заключается интерес к работе — что-то придумывать, а не совершать механические действия. Именно от творчества получаешь удовольствие — ты что-то придумал и это сработало. Но мы не претендуем на сотворчество, это просто личный интерес, ты это делаешь как будто для себя, не для заказчика, не для людей — это всё вторично, даже деньги в данном случае вторичны, хотя, конечно, мы в мастерских работаем за деньги. Тебе просто самому классно, что ты это придумал и потом видишь, как это работает — вот от этого получаешь кайф».
У НАС БОЛЕЕ 70 ИНТЕРЕСНЫХ ПРОЕКТОВ
ДЛЯ РАЗНЫХ СПЕКТАКЛЕЙ
И ТЕАТРАЛЬНЫХ ПОСТАНОВОК
Три пространства выставки
Выставка «Русская сказка. От Васнецова до сих пор» в Новой Третьяковке разделена на несколько пространств. Первое место, куда попадает посетитель, мы между собой называли «Камень» по аналогии с русскими народными сказками: пойдешь налево, направо и т.д. Пространство служит входом с тремя направлениями дальнейшего пути: в пространство «Вода», оформленное волнами, либо в «Лес» с нашими деревьями из фольги, либо в «Подземелье».
Если говорить о пространстве «Камень», это понятная выставочная история — стены, возведенные из бруска, зашитые мдф и покрашенные. Перед нами стояла задача поместить зрителя в помещения исторической Третьяковской галереи. Художник Алексей Трегубов подбирал особый цвет стен, мы изображали некий карниз наверху как на Лаврушинском переулке и за счёт точных пропорций добились ощущения сходства.

Далее мы спроектировали декорации пространства «Подземелье» — большой станок-лабиринт с лестницами, пандусами и площадками. Это была архитектурная задумка, чтобы создать ощущение как будто находишься в пещере, а по сторонам спроектировали стены выпирающими треугольниками.

Для лабиринта Подземного царства мы спроектировали и изготовили станок протяженностью 400 квадратных метров. Он металлический, и чтобы не городить миллион рам, мы использовали мощную трубу для несущей конструкции, а все монтажные детали выполнены перекладинами, как небольшие перекрытия, и проставлены через каждый метр. Дальше мы их зашили двойным слоем ОСБ.
Фото: монтаж выставки из архива мастерских «Сценические решения»
Для пространства «Вода» мы придумали конструкцию волн, опять же недорогую, в виде модуля, детали которого выполнены с закруглениями снизу и сверху наподобие рисунка волны. Декорации волн вырезаны на ЧПУ из ДСП и собраны воедино на брусок. Мы собрали много таких профилей и устанавливали их на площадке в промежутке друг от друга 0,5 - 0,75 м, соединяли их между собой опять же на брусок, снизу эту конструкцию зашивали фанерой, чтобы если человек наступит туда ногой, не провалился туда. И дальше эту конструкцию покрывали фольгой и краской на силиконовой основе.
Фото: монтаж выставки из архива мастерских «Сценические решения»
В пространстве «Волшебный лес» мы создали необычные деревья. Художник Алексей Трегубов с ассистентом отрисовали их в скетчапе в виде конструктора с пазами. Мы эту идею доработали, добавив толщинки, материалы и нарезали детали на станке. Потом ребята их собрали на площадке и там же покрыли фольгой. Ниши под картины изготовлены из мдф. В лесном пространстве мы немного упростили форму под размеры материала — алюминиевой зеркальной композитной панели Dupont. Мы её использовали по всему периметру и у нас получился wow-эффект бесконечного отражения деревьев.

Основным материалом выставки стала фольга. Художники Алексей и Мария Трегубовы делали в свое время спектакль «Война и мир» в БДТ. На ткань двунитку наклеивалась силиконовым клеем алюминиевая фольга 0,8 мм. А на обратной стороне получался эффект мятой бумаги. Поэтому хотели предложить повторить такой приём. Мы же изначально хотели использовать полимочевину, много пенопласта, скульптурную работу, но это все становилось невозможным из-за очень ограниченных сроков и бюджета. И тогда остановились на варианте с фольгой. Начали считать эту многосоставную историю: ткань, фольга, клей — три разных компонента, которые на такую большую площадь покрытия пространств выставки составили три крупные суммы. Стали думать, что из этого можно убрать, — в итоге отказались от ткани и клея и у нас осталась только фольга и наши человеческие ресурсы.
Фото: монтаж выставки из архива мастерских «Сценические решения»
Алексей Трегубов, архитектор, художник и сокуратор выставки «Русская сказка. От Васнецова до сих пор»:

«В оформлении выставки я хотел, чтобы стены не имели прямой формы, потому что это сказка, нужно было создавать что-то криволинейное. И еще нужно было, чтобы фактура стен была какая-то очень необычная и непривычная для зрителя. При этом у меня была идея, что все три царства не отличаются по цвету, а только форма и пространство тебе говорят, где ты находишься. И светло-серый цвет — нейтральный по отношению к картинам — тоже осознанно применен для того, чтобы произведения были как цветные жемчужины во всём этом. Ты видишь большие формы, но твое внимание останавливается только на произведениях».
У НАС БОЛЕЕ 70 ИНТЕРЕСНЫХ ПРОЕКТОВ
ДЛЯ РАЗНЫХ СПЕКТАКЛЕЙ
И ТЕАТРАЛЬНЫХ ПОСТАНОВОК
Три самых ярких объекта на выставке
Три самых ярких объекта на выставке приковывают к себе внимание посетителей — медведь, подвешенная рыба и дикие гуси-лебеди на входной группе по проекту Маши Трегубовой.

С гусями-лебедями у нас были долгие поиски, из какого материала их выполнить. В итоге вместе с нашей художницей Катей Кочуровой в качестве эксперимента мы попробовали сделать их из сетки, поскольку из фольги они не получались. Они приглянулись Маше с поправкой, что мы покрасим сетку в серый цвет. Были сомнения, что они не будут держаться без каркаса, но мы обошлись без него, выбрав сетку пожёстче. В такой технике мы выполнили 56 разных по размеру лебедей.

С медведем нам повезло, потому что с ним нам помогала художник-бутафор Марьяна Шумкова, с которой мы периодически работаем по проектам. Получилась её персональная работа: Марьяна изначально сделала маленькую модель медведя из пластилина, мы подобрали побольше референсов, согласовали их с Машей Трегубовой, потом из этой же модели сделали скетчап, подготовили формы из пенопласта. Затем Марьяна вручную вырезала морду медведя и лапы. Дальше весь пенопласт оклеили бязью, окрасили противопожарной краской и сверху наклеили мех и когти. Мы сделали медведя разборным для удобства проноса и монтажа. Когда все разборные детали привезли на площадку, наши ребята установили деревянный станок внутрь медведя, поскольку он пустотелый, потом собрали все его части и прикрыли стыки деталей мехом.

Рыба изначально должна была быть механической, но бюджет этого не позволял, к сожалению. В её основе начерченный и смоделированный алюминиевый каркас, затем наш художник Андрей Дазиденко вручную изготовил к нему чешуйки из пеноплекса и потом на монтажную пену эти чешуйки приклеивались и наслаивались на каркас. Голова рыбы, равно как хвост и плавники — это всё ручная скульптурная работа. Внутри рыбы встроены подвесы из трёх тросов. Затем рыбу оклеели в один слой крафтом, покрыли миранолом, а поверх него приклеили на ПВА очень много яркой потали. Рыба получилась метров 5 в длину и при этом она очень лёгкая — порядка 60 кг, так как каркаса в ней по-минимуму.