У НАС БОЛЕЕ 70 ИНТЕРЕСНЫХ ПРОЕКТОВ
ДЛЯ РАЗНЫХ СПЕКТАКЛЕЙ
И ТЕАТРАЛЬНЫХ ПОСТАНОВОК
Театр Русская антреприза им. Андрея Миронова,Санкт-Петербург

Премьера 18 ноября 2017 года
спектакль
У НАС БОЛЕЕ 70 ИНТЕРЕСНЫХ ПРОЕКТОВ
ДЛЯ РАЗНЫХ СПЕКТАКЛЕЙ
И ТЕАТРАЛЬНЫХ ПОСТАНОВОК
Над спектаклем работали:
Режиссер-постановщик: Антон Яковлев
Художник-постановщик: Николай Слободяник
Художник по костюмам: Виктория Севрюкова
Художники по свету: Антон Яковлев и Николай Слободяник

Декорации и реквизит для спектакля выполнены мастерской «Сценические решения»:
Куратор проекта, технолог: Надежда Абрамова
Жесткие декорации: Владимир Кутейников
Слесарный цех: Максим Кузнецов
Столярный цех: Денис Аксёнов
Художник бутафор: Наталья Меркульева
Художник по текстилю: Екатерина Кочурова
У НАС БОЛЕЕ 70 ИНТЕРЕСНЫХ ПРОЕКТОВ
ДЛЯ РАЗНЫХ СПЕКТАКЛЕЙ
И ТЕАТРАЛЬНЫХ ПОСТАНОВОК
Художественная задумка:
«Воительница» — спектакль по одноименной повести Николая Лескова в постановке режиссера Антона Яковлева. Это история, казалось бы, простой русской бабы, которая не замечает, как «добрыми воительными побуждениями» разрушает себя и окружающих, не понимает, за что жизнь ее так наказывает, и не усваивает ее уроков.

Кружевница по профессии, мещанка из Мценска, она недавно переехала в столицу. На первый взгляд она кажется воплощением доброты, простоты и кротости. Но как только она сама начинает рассказывать о своей «прекратительной жизни», в её образе выявляются совершенно другие черты: матёрый житейский опыт, цепкая хватка, меркантильный азарт.

Лесков ценит в своей героине то человеческое, что не даёт ей полностью превратиться в торгаша, руководимого выгодой и расчётом. Предпринимательская энергия, которая одушевляет Домну Платоновну, держится на своеобразном артистизме. Ведь что бы она ни делала, она оставалась художницей и с головой была увлечена своими произведениями. Это находит отражение в декорациях оформления спектакля.
«Жанр спектакля можно определить, как «фантастический реализм». Он был придуман Евгением Вахтанговым еще в начале века. Здесь яркая и необычная театральная форма соединяется с психологической достоверностью и современностью персонажей. Это история Домны Платоновны, даже не ее сама жизнь, а рассказ персонажей вокруг нее, это рассказ о ее жизни».
Антон Яковлев, режиссер:
Александра Куликова, актриса БДТ, исполнительница главной роли Домны Платоновны (Воительницы):
«Это Петербургская история и довольно жёсткая для Петербурга, потому что нутро города показано возможно не самым лестным образом. Действие происходит в 19 веке. А с кем воюет главная героиня? — для меня это три уровня войны: с одной стороны, она воюет сама с собой, потом это ее ближний круг, те, кто рядом с ней оказываются в ее орбите, и, наконец, глобально она воюет со всем миром, и это такое мощное противостояние. Я играю русскую деревенскую бабу, приехавшую из губернии. И как пишет Лесков, она поперек себя шире, чем в длину. Такая огромная женщина, которая таранит эту жизнь и пытается ей соответствовать.

Для меня декорации рождают массу ассоциаций — на мой взгляд они представляют собой мозг Домны Платоновны со всеми ее открывающимися коробочками, потайными ходами — такой бесконечный кубик-рубик. И в этом мозгу поселяются различные бесы, черти, белки, тараканы — мысли, которые ее постоянно манят, соблазняют, ведут куда-то, мучают и отравляют ей жизнь. Она не сумасшедшая, просто живая женщина-хаос, нормальная как все мы, обуреваемая разными страстями и мыслями в голове.

Спектакль очень красивый, чувственный, эротичный где-то, он прекрасный по свету, для него создали невероятные костюмы - шедевры».
У НАС БОЛЕЕ 70 ИНТЕРЕСНЫХ ПРОЕКТОВ
ДЛЯ РАЗНЫХ СПЕКТАКЛЕЙ
И ТЕАТРАЛЬНЫХ ПОСТАНОВОК
История создания декораций и реквизита для спектакля:
Этот спектакль мы сделали с художником Николаем Слободяником, нашим давним партнером по работе и в реализации его идей. Мы выпустили вместе с ним много спектаклей в театрах: «Приют Комедианта», «Мастерская» Григория Козлова, Молодежном театре на Фонтанке и др.

На этот проект в качестве конструктора был приглашен Владимир Кутейников. Владимир виртуозно владеет простыми и надежными театральными технологиями, как говорится, дедовскими методами. При этом он делает всё аккуратно, прилежно, очень симпатично и всегда с душой. И этот спектакль был как раз для него.
У НАС БОЛЕЕ 70 ИНТЕРЕСНЫХ ПРОЕКТОВ
ДЛЯ РАЗНЫХ СПЕКТАКЛЕЙ
И ТЕАТРАЛЬНЫХ ПОСТАНОВОК
О жёстких декорациях:
Основная декорация в этом спектакле — это крохотный станочек, внутри он пустой, потому что в него задвигаются кроватки, спинки которых мы видим на фотографиях. В станке есть направляющие и кроватки выезжают из него. Они легкие, сделаны из алюминия. Все эти точёночки, трубочки, колёсики — это ручная работа наших мастеров, здесь нет готовых изделий. Актрисы играют с этими кроватками по-разному в спектакле: ездят на них, поднимают их на станок. Надо сказать, что в этом спектакле участвует только женский актерский состав, и мы стремились, чтобы наши декорации были для них легкие и удобные.

Из конструкций, это пожалуй, всё — у нас получилась очень аккуратная, чистая и атмосферная театральная декорация.
У НАС БОЛЕЕ 70 ИНТЕРЕСНЫХ ПРОЕКТОВ
ДЛЯ РАЗНЫХ СПЕКТАКЛЕЙ
И ТЕАТРАЛЬНЫХ ПОСТАНОВОК
О мягких декорациях и бутафории для спектакля:
Сцена в «Воительнице» буквально вся оплетена множеством верёвочек, нитей, различных бечёвок, смотанных в клубки. Верёвки намотаны стационарно на рамы, а рамы установлены к стенам. Клубочки актрисы сначала сбрасывали с галереи и натягивали их потом по всему пространству сцены.

Николай Слободяник ориентировался в своей задумке на картины известного японского художника и первоначально попросил сделать подбор всех этих верёвок. Мы купили всё, что смогли найти, и наколотили ему на рамы все варианты. Он выбрал подходящие, и уже из них мы приступили к изготовлению образцов различных переплетений.

Еще один важный элемент этого спектакля — это текстильное наполнение: подушечки, одеяльца, покрывала, различные старинные кружевные юбки и накидки на кровати. Это всё мы отбирали в различных комиссионных магазинах, на блошиных рынках и развалах, выкупали у частных лиц, выкладывали, разбирали, вырезали какие-то фрагменты, что-то ремонтировали, что-то наоборот рвали, состыковывали два-три изделия вместе. Из всех этих узоров и вязанных переплетений потом составлялись различные элементы текстиля. Было непросто осуществить все закупки и проделать такую большую и кропотливую ручную работу. С ней великолепно справилась наша художник по текстилю Екатерина Кочурова.

Такими же кусочками кружев мы декорировали щиты станка. Мы брали щиты, выкладывали на них кружева, заливали их ПВА и смолой для того, чтобы изобразить поверхность, поросшую плесенью. Получилась такая красивая фактура.

Еще интересные предметы, которые подвешены по всему пространству сцены, — это абажуры, они также выполнены в технике переплетения. С ними довольно долго работала художник Наталья Меркульева. Техника использовалась та же, но поскольку это объёмные предметы, для них использовались другие приёмы. Внутри абажуров вставлены и зажигаются наши любимые лампочки, напечатанные на 3D-принтере.
Надежда Абрамова, куратор проекта, технолог, «Сценические решения»:
«Я очень довольна этим спектаклем. Он, правда, очень эффектный. Хочется отметить кропотливую работу наших бутафоров, которые всегда откликаются на такую работу — им это интересно. Они это делают с теплотой, с душой и являются соучастниками рождения спектакля».