У НАС БОЛЕЕ 70 ИНТЕРЕСНЫХ ПРОЕКТОВ
ДЛЯ РАЗНЫХ СПЕКТАКЛЕЙ
И ТЕАТРАЛЬНЫХ ПОСТАНОВОК
Театр комедии им Н.П. Акимова,
Санкт-Петербург

Премьера 19 мая 2018 года
спектакль
У НАС БОЛЕЕ 70 ИНТЕРЕСНЫХ ПРОЕКТОВ
ДЛЯ РАЗНЫХ СПЕКТАКЛЕЙ
И ТЕАТРАЛЬНЫХ ПОСТАНОВОК
Над спектаклем работали:
Режиссер: Павел Сафонов
Художник-постановщик и сценограф: Юлиана Лайкова
Художник по свету: Игорь Фомин
Художник по костюмам: Евгения Памфилова

Декорации для спектакля выполнены мастерской «Сценические решения»:
Куратор проекта: Надежда Абрамова
Жесткие декорации: Карина Федосеева, Вероника Войчук
У НАС БОЛЕЕ 70 ИНТЕРЕСНЫХ ПРОЕКТОВ
ДЛЯ РАЗНЫХ СПЕКТАКЛЕЙ
И ТЕАТРАЛЬНЫХ ПОСТАНОВОК
Художественная задумка:
Комедия, поставленная приглашенным столичным режиссером Павлом Сафоновым, об угрозе разоблачения удачливого карьериста, того самого «идеального» мужа, а также об интригах, шантаже, спекуляциях и коварстве. Режиссер сужает проблематику одноименной пьесы Оскара Уайльда «Идеальный муж», сводя её к вопросам: существуют ли идеальные союзы, способные выдержать любые испытания; могут ли любовь, дружба и добрые человеческие отношения быть важнее карьеры, богатства, репутации и положения в обществе.

Этой режиссерской версии вторит и оформление спектакля: от художника-постановщика Юлианы Лайковой трендовое двуцветие: белый дом-куб, белые шары, белая лестница, чёрный задник, чёрные ниши, чёрные мысли. Художник помещает героев в пространство власти белого цвета – чистого листа – в странный объект, который сложно назвать жилым даже с учётом театральной условности.

Архитектурное сооружение, ассоциативно отсылающее к эскизам А. Аппиа: кубизм с минимализмом, простейшая геометрия стен отделана белой фактурной штукатуркой в скандинавском стиле, видовые окна или двери, сделаны из стекла от пола до потолка. Пустые террасы диктуют категорическую невозможность уюта. Полное отсутствие милых бытовых мелочей, зато по площадке катаются разнокалиберные и тяжелые белые шары, назначение которых явно иносказательное. В такой обстановке душевный дискомфорт ощущается сильнее – она не мешает персонажам существовать, но наоборот, поддерживает и помогает актерам развивать своих героев.

Источник
У НАС БОЛЕЕ 70 ИНТЕРЕСНЫХ ПРОЕКТОВ
ДЛЯ РАЗНЫХ СПЕКТАКЛЕЙ
И ТЕАТРАЛЬНЫХ ПОСТАНОВОК
История создания декораций и реквизита для спектакля:
В этом проекте мы столкнулись со сложным режиссёром и новым художником, с которым раньше не работали. Юлиана передала нам макет, и мы сами делали для неё габаритные чертежи и придумывали планировочные решения.
Подробнее
На сайте театра обычно принято выкладывать планировки и другую техническую информацию. На основе этих данных художник делает макет, рисует раскадровки и придумывает спектакль. В нашем случае, когда Юлиана приехала сдавать макет, оказалось, что планировка, размещенная на сайте, и реальная, отрисованная нами по многолетнему опыту работы с театром, расходятся на 2,5 метра. Для художника было важно, чтобы эти 2,5 метра по стенке были распределены так, чтобы пропорции не изменились.

Надо учесть при этом, что зрительный зал в театре Комедии им. Н.П. Акимова полностью прямой, и мы столкнулись с проблемой, что зрителям с боковых мест не видно, что происходит на сцене по краям, где по задумке режиссера как раз разворачиваются два главных места действия: из тёмного пространства сбоку и с лестницы появляются главные герои. Получалось, что если мы сдвигаем декорацию в одну сторону, то становится не видно одним зрителям, и, соответственно, с другой стороны — другим. Над этой сложной задачей мы работали два с половиной месяца и в конце концов выработали оптимальное решение.
У НАС БОЛЕЕ 70 ИНТЕРЕСНЫХ ПРОЕКТОВ
ДЛЯ РАЗНЫХ СПЕКТАКЛЕЙ
И ТЕАТРАЛЬНЫХ ПОСТАНОВОК
О жёстких декорациях:
Декорация белого «дома-куба» далась нам невероятными усилиями, хотя на первый взгляд она кажется простой и минималистичной, но на самом деле за этими стенами находится станок и полтонны железа. В основе декораций мы использовали стальной каркас, фанеру, ткань и очень много плитонита для оформления.
Кажется на первый взгляд легко — плоская стенка, но за ней стоит большая устойчивая конструкция, ведь самое сложное в театре — это сделать идеально ровные сборно-разборные стены.
Нужно отметить, что это первый спектакль, в котором участвовали наши молодые специалисты из театральной академии РГИСИ, они выполнили много точечных работ, связанных с расчетами перепланировок декораций в AutoCAD.

Большой пролёт стены слева был подвешен в пространстве и крепился к балкону, соответственно, не имел опоры и опускался на штанкетах — в этом заключалась художественная задумка. Потом эта стена из просто плоской поверхности превратилась в конструкцию со сложной фермой, сзади нее располагалась деревянная стенка-веранда и «дорога», по которой выезжала дверь. Рядом были сооружены два пролёта лестниц и ещё одна накидная лестница для эффектного появления персонажа.

На фасаде стены на месте пятна изначально предполагался спецэффект «протечка» — ржавая субстанция должна была постепенно выливаться на протяжении всего спектакля и образовывать огромное пятно. Мы очень любим такие сложные вещи — с ними тяжело, но интересно работать. К сожалению, в итоге пришлось отказаться от этой затеи по финансовым мотивам, и мы предложили это пятно расписать. Вместо этого режиссёр придумал другой творческий ход: персонажи в течение спектакля выплёскивают на эту стену кофе. Мы обрадовались этому решению, покрасили стену в идеально белый цвет и покрыли ее несколькими слоями лака, чтобы её можно было потом отмывать от кофе. Вообще белый цвет сам по себе сложный, потому что в процессе перевозок и монтажей он становится серым и его приходится постоянно подкрашивать.
Фото: Валерий Гордт. Санкт-Петербургский театр Комедии имени Н.П. Акимова
Мебель для спектакля выбрана довольно простая и в основном покупная. Единственное, что мы сделали, — это большие белые шары, которые точили, вырезали на струне из пенопласта и покрывали их пластиком. Также для этой постановки по пожеланию художника мы построили специальный белый портал.

Выходит, что за видимой простой и кажущейся легкостью создания декораций для спектакля, сталкиваешься с большим количеством деталей, расчетов и перерасчетов и прочих нюансов, которые превращаются в несколько месяцев кропотливой работы. И несмотря на опыт и наработанные технологии, театральные расшивки, зашивки, тесный контакт и взаимодействие с художником во многом обуславливает всю эту работу: никто не даёт готовых ответов, тебе показывают эскиз и ты должен сам предложить различные варианты художнику, чтобы найти оптимальную форму, чтобы она устраивала и театр по эксплуатации, и художника по внешнему виду. Спектакль «Идеальный муж» в этом плане был непростой.