Одна из самых эффектных сцен в финале спектакля «Все тут» — вырастающий из планшета сцены Мост с качающимися площадками, на который взбираются все персонажи пьесы Торнтона Уайлдера «Наш городок».
Режиссеру нужен был мост. Сначала мост должен был быть фантастический – идеальная дуга вершиной вниз. Тут нужно уточнить, что зал Эрмитаж в «Школе современной пьесы» имеет модульный пол, состоящий из подъёмно-опускных «ножничных» площадок. Сцена была организована вдоль длинной стены этого зала. Но её возможности, бюджет и не исключено, что и наша неискушенность, не позволили воплотить эту задумку.
Но как только начались репетиции, режиссёр Дмитрий Крымов поменял эту концепцию. Спустя месяц мы получили новое техническое задание – мост должен быть шатающимся, с раскосыми мостками от центра и, главное, в нём должен быть спецэффект – должно создаваться впечатление, что артист, вставая на мост, плавно перемещается без какой-либо помощи. Вот тут-то мы и ахнули. Ведь до конца августа оставалась ровно неделя, мы только запустили в производство стену, а на 10 октября уже была назначена премьера.
Стали искать рабочеспособный вариант – простая сборка, простое управление и стопроцентная работа без отказа. Остановились на покупке готового механизма – гидравлической площадки. Опустили часть модульного настила сцены вниз и встроили конструкцию моста и площадки, которые стали плоскостью планшета.
Площадка стоит по центру моста. При подъёме детали, соединенные на петлях, образуют ломаную линию. Конструкция каждой детали состоит из двух площадок – верхней и нижней, между которыми стоит поворотный узел. Таким образом, верхняя площадка шатается и создает грохот.
Режиссер репетировал этот момент с листом фанеры и бруском. Мария Трегубова выслала нам видео с репетиции, и всё стало понятно. До этого гадали, что же это за шатания. Это, наверное, так сложно и дорого. Оказалось, практически элементарно.
В часть моста встроена каретка, к которой закреплены два штыря с небольшими подставками под стопы. Артист встает на подставки и начинает перемещение по сцене, сам при этом остаеётся статичным. За стеной мы установили блоки со шнуром для перемещения, а шнур проложили в планшете. Не идеальное решение, на наш взгляд. Несмотря на многочисленные репетиции, плавного движения так и не удалось добиться. Возможно театр созреет на барабан или электропривод.
В этом проекте конструктором выступил Михаил Иванов, за плечами которого уже немало сложных спектаклей («Сверчок» в Электротеатре, «Отелло» в театре Зазеркалье и др.). Поэтому как чертить в горящие сроки Миша знает не понаслышке. Но главное, нужно было всё это придумать – шатающиеся площадки, скрытая каретка для передвижения артиста. Во всех этих вопросах нам также помогал наш начальник монтировочной бригады – Сергей Согрин, который работает с декорациями собственными руками, собирая их и понимая что к чему. Именно командное мышление помогло в быстром режиме всё спроектировать и далее Мише начертить.