У НАС БОЛЕЕ 70 ИНТЕРЕСНЫХ ПРОЕКТОВ
ДЛЯ РАЗНЫХ СПЕКТАКЛЕЙ
И ТЕАТРАЛЬНЫХ ПОСТАНОВОК
Театр Музыкальной комедии,
Санкт-Петербург

Премьера 29 мая 2019 года
спектакль
У НАС БОЛЕЕ 70 ИНТЕРЕСНЫХ ПРОЕКТОВ
ДЛЯ РАЗНЫХ СПЕКТАКЛЕЙ
И ТЕАТРАЛЬНЫХ ПОСТАНОВОК
Над спектаклем работали:
Оперетта в трёх действиях Франца Легара

Режиссер-постановщик и хореограф: Джорджо Мадиа (Италия)
Художник, сценограф: Доменико Франки (Италия)
Завпост театра Музыкальной Комедии: Денис Положенцев
Художник по свету: Денис Солнцев

Декорации для спектакля выполнены мастерской «Сценические решения»:
Куратор проекта, технолог: Надежда Абрамова
Жесткие декорации: Карина Федосеева
Мягкие декорации: Надежда Абрамова
Слесарный цех: Максим Кузнецов
Столярный цех: Денис Аксёнов
Бутафорский цех: Анна Гагарина
Электробутафория: Дмитрий Леонтьев
У НАС БОЛЕЕ 70 ИНТЕРЕСНЫХ ПРОЕКТОВ
ДЛЯ РАЗНЫХ СПЕКТАКЛЕЙ
И ТЕАТРАЛЬНЫХ ПОСТАНОВОК
Художественная задумка:
Поединок прекрасной молодой вдовы – женщины, отстаивающей свою любовь под натиском искателей приданого, и блестящего прожигателя жизни, который сдает позиции, отдавшись искреннему чувству. Пятьсот миллионов приданого вдовы (весь золотой запас ее маленькой, но гордой страны) – камень преткновения, встающий на пути влюбленных. Так кому же достанутся рука и миллионы завидной невесты?

Новый спектакль «Веселая вдова» на сцене Санкт-Петербургского театра Музыкальной комедии – седьмая версия этого шедевра Франца Легара, известного во всем мире в том числе благодаря знаменитому канкану, этому танцу в постановке уделено особое внимание. Ведь режиссер-постановщик – Джорджо Мадиа – в недавнем прошлом успешный балетный танцор, а сегодня востребованный хореограф и создатель более двадцати оперных и балетных спектаклей в Германии, Польше и Италии.

Кроме того, спектакль обещает быть очень красивым, потому что художественное оформление для него создал известный мастер сценографических решений Доменико Франки (Италия). В его активе более 70 спектаклей, начиная с классических опер и заканчивая современными арт-инсталляциями. В подходе к работе Доменико руководствуется идеей, что сценография и костюмы – это не просто декорация, это активная часть спектакля, которая должна помочь зрителю более глубоко прочувствовать происходящее на сцене. В его задачу входит передать в «Веселой вдове» неуловимый флер эпохи 1900-х годов и Золотого века «ар-нуво».
«Я был приятно удивлен, получив предложение из России. Это говорит о том, что руководство театра следит за тем, что происходит на международной сцене. Для меня «Весёлая вдова» – это золотой фонд оперетты, классика. Я люблю этот жанр – микс из ярких мелодий, комичных ситуаций, веселых танцев, хорошего юмора – всего того, что дает возможность человеку вырваться из ежедневной рутины и получить заряд отличного настроения».
Джорджо Мадиа, режиссер:
Доменико Франки, художник, сценограф:
«Идея этой декорации пришла мне в голову, когда я изучал Европу стиля «Прекрасной эпохи» [фр. Belle Époque], это не только Франция, но и другие европейские страны. Главное для меня — это период времени [между последними десятилетиями XIX века и 1914 годом]. Я изучал различные фотографии, сайты, тексты и черпал в них вдохновение. В первую очередь, я был вдохновлен бельгийским архитектором Орта, который имел большое влияние на других архитекторов Западной Европы того времени».
У НАС БОЛЕЕ 70 ИНТЕРЕСНЫХ ПРОЕКТОВ
ДЛЯ РАЗНЫХ СПЕКТАКЛЕЙ
И ТЕАТРАЛЬНЫХ ПОСТАНОВОК
История создания декораций для спектакля:
Это наш первый большой проект для театра Музыкальной комедии. К нам обратились по рекомендации, попросили посчитать проект. Мы сделали сразу же расчет, подготовили образцы и согласовали их с театром и долгое время не могли встретиться напрямую с художником Доменико Франки (Италия), потому что он был на выпуске другого спектакля в Европе. Поэтому часть проекта по проработке технических чертежей мы начали делать до встречи с ним.
Европейские художники отличаются тем, что делают очень хорошую техническую подачу, в нашем случае это был альбом со всеми габаритными чертежами и описанием декораций, эскизами и визуализацией, сделанными в том числе в AutoCAD, это нам в некоторой степени облегчало задачу. Что мы сделали с этим альбомом: проговорили все детали с театром — сборки, разборки, габариты, веса, материалы, и ушли работать. У нас было три недели на подачу чертежей и согласования с художником и театром, то есть эти декорации мы спроектировали за такой короткий срок.

Дальше проектная часть спектакля была поделена на два составляющие: часть декораций (все станки) изготавливались в мастерских театра Музыкальной комедии, они выполнены по нашему проекту и под кураторством конструктора и технолога нашей мастерской.

Жёсткие декорации курировала Карина Федосеева, а мягкие декорации в этом спектакле мы не делали. Карина плотно общалась с Еленой Степанченко, технологом театральных мастерских Музкомедии, и с конструктором: привозила детали декораций для станков, контролировала их установку, вносила изменения и отвечала на вопросы.

Куратором проекта от театра был Денис Положенцев, завпост театра Музыкальной комедии по новым постановкам. Вместе с ним мы обсуждали все творческие и технические моменты. Денис приглашал для нас художника, и Доменико Франки приезжал несколько раз в нашу мастерскую.
Денис Положенцев, завпост театра Музыкальной комедии: «Когда художник Доменико Франки делал эскизы к этому спектаклю, он руководствовался и вдохновлялся итальянской архитектурой, поэтому сложность этих декораций в том, что они все неровные, лекальные и объёмные. Изначально было непонятно, как мы это будем делать, как изготовить такую форму, как хочет художник. В итоге пришли к выводу, что это все-таки должна быть алюминиевая конструкция. Но алюминий, с одной стороны, лёгкий материал, а с другой, непрочный. Самая большая сложность была в форме – сделать так, чтобы было прочно и красиво».
После того, как мы подготовили весь проект, некоторые детали согласовали по электронной почте, по приезду художника часть декораций уже была запущена в производство. Мы показали ему, как получаются те или иные элементы точно по его эскизам, а какие нет, согласовывали бутафорские художественные детали, например, листья на стене.

Листья были выполненые по довольно тонкой технологии, мы несколько раз её уже использовали в других проектах: отрисовали файл точно по форме эскизов художника, сделали большие подрамники с тканью, расписали её и, как мы по-простому говорим, «отпоталили» (наклеили на нее поталь).

Сейчас в современных материалах есть такая искусственная поталь, которая наносится на клейкую основу, например, на клей-спрей фирмы 3M. Таким образом, мы клеили искусственную поталь на уже расписанную ткань, и далее эти листы ткани отправлялись на лазерный станок, где по отрисованному файлу с эскизов художника вырезались листья разного размера. Затем мы собирали эти листья в ветки и укладывали их по металлическому каркасу и натянутой на него сетке.

Металлический каркас представляет собой гнутые в разных состояниях круглые алюминиевые трубы, всё это должно было напоминать обвитые стебли с листьями. Фактура была выполнена с двух сторон, поскольку стенка игровая и обе её стороны лицевые.
«Весёлая вдова» — многокартинный спектакль. Лейтмотивом проходили витые элементы в стиле ар-нуво. На тёмно-синем фоне золотые стебли обвивали стенки, порталы, беседки. Стиль модерн — сложная задача для театральных конструкторов и технологов. В конструкциях отсутствует симметрия, нужно внимательно проработать деление и узлы стыковки конструкций. Ситуация усложнялась ещё тем, что в театре Музыкальной комедии нет ни карманов, ни арьера — рабочее пространство за сценой ограничено.

Это отразилось в конструкторском проекте — лёгкие лекальные стенки из алюминия устроили и художника, и завпоста. Проект состоял из решений, развеявших также скепсис постановщика. Была создана многослойная фактура золота. Приглашенные бутафоры наносили поталь на заранее окрашенные элементы. Каждый завиток и листик был нежно обработан вручную.

Сварщики придумывали специальные лекала и шаблоны для создания растительных форм и сплетений, которые невозможно выгнуть на станках с ЧПУ. Мы освоили метод бессотовой печати на 3D-принтере и повторили характерные плафоны из макета в натуральную величину. Некоторые элементы сделали из изолона — получилась лёгкая и эффектная театральная история.