У НАС БОЛЕЕ 70 ИНТЕРЕСНЫХ ПРОЕКТОВ
ДЛЯ РАЗНЫХ СПЕКТАКЛЕЙ
И ТЕАТРАЛЬНЫХ ПОСТАНОВОК
Театр «Мастерская»,
Санкт-Петербург

Премьера 26 мая 2019 года
спектакль
У НАС БОЛЕЕ 70 ИНТЕРЕСНЫХ ПРОЕКТОВ
ДЛЯ РАЗНЫХ СПЕКТАКЛЕЙ
И ТЕАТРАЛЬНЫХ ПОСТАНОВОК
Над спектаклем работали:
Режиссер: Григорий Козлов
Художник: Николай Слободяник
Художники по свету: Денис Солнцев, Дмитрий Албул
Завпост театра «Мастерская»: Татьяна Артамонова

Декорации для спектакля выполнены мастерской «Сценические решения»:
Куратор проекта: Надежда Абрамова
Жесткие декорации: Карина Федосеева
Слесарный цех: Максим Кузнецов
Столярный цех: Илья Гайворонский
Электробутафория: Дмитрий Леонтьев
У НАС БОЛЕЕ 70 ИНТЕРЕСНЫХ ПРОЕКТОВ
ДЛЯ РАЗНЫХ СПЕКТАКЛЕЙ
И ТЕАТРАЛЬНЫХ ПОСТАНОВОК
Художественная задумка:
На сцене установлена стена-трансформер, которая фрагментарна: у неё есть центр и фланги, двигающиеся в пространстве. Основная часть двигается на хорошо изготовленной подвесной дороге. Боковые фуры двигаются на роликах, и всё это безупречно работает, развивается в пространстве, создавая неповторимый образ: когда нам надо, это квартира, в других сценах это кафе «Незабудка» или некая закрытая, как будто похоронная стена, а когда надо, всё становится хрустальным и прозрачным. И вот именно сочетание этой сетки и стекла дает возможность убить двух зайцев: создать интерьерную стеклянную советскую историю, и когда свет меняет свое положение в пространстве и по-другому падает на это стекло в сочетании с сеткой, появляются прозрачные, хрустальные, нежные мизансцены: дымка, дождик и прочее.

К тому же мы использовали важное технологическое качество: сетка нанесена с лицевой стороны на стекло, а так как это не натуральное стекло, а поликарбонат, который плохо себя ведёт на сцене, бликует от многочисленных софитов, идёт отраженный свет, на это невозможно смотреть. Наша сетка перекрывает поликарбонат, поверхность становится матовая и даёт ощущение и стекла, и дождя, и воздуха. Плюс эта поверхность неплохо принимает видеопроекцию, которая тоже активно используется в спектакле, — того же самого дождя или старых фотографий, когда живая проекция дождя идёт на фактуру стенок, исполненную живописным образом, тогда возникает иллюзия, глубина — несколько планов работают.
«В этом спектакле нам надо было придумать некий занавес дождя, но без воды. Были мысли использовать воду, в «Утиной охоте» это часто встречается, и я делал водный занавес в одной из «Утиных охот», но здесь мы решили пойти классическим путём — использовать сетку, на которой дождь напечатан. Использование сетки в театре с 18 века очень известно, она дает возможность перекачивать свет с первого плана на второй, перекрывать артистов. Если лобовой свет работает, мы видим фактуру сетки, а артиста за сеткой не видим, потом свет набирается на артиста, и мы видим его сквозь сетку, а в нашем случае дождь нанесён не неё очень деликатно, и кажется, что человек находится в дожде.

Вторая наша задача была сделать жёсткие стеклянные стенки в стиле брежневской архитектуры времен застоя — все наши клубы, столовые и, собственно говоря, сам театр «Мастерская» выстроены в этом же стиле. Если посмотреть на фойе или кабинет художественного руководителя, — это типичная советская архитектура: серая, скучная, из которой главный герой спектакля хочет бежать туда — к дождю, к охоте».
Николай Слободяник, художник:
У НАС БОЛЕЕ 70 ИНТЕРЕСНЫХ ПРОЕКТОВ
ДЛЯ РАЗНЫХ СПЕКТАКЛЕЙ
И ТЕАТРАЛЬНЫХ ПОСТАНОВОК
История создания декораций для спектакля:
Это был длительный процесс совместных поисков с художником Николаем Слободяником и завпостом театра «Мастерская» Татьяной Артамоновой. Мы долго обсуждали этот спектакль, они уходили на обсуждение с режиссером, потом возвращались к нам и так несколько раз, в процессе менялась задумка, мы делали новый проект, хотя казалось бы, речь идет о стене.
У НАС БОЛЕЕ 70 ИНТЕРЕСНЫХ ПРОЕКТОВ
ДЛЯ РАЗНЫХ СПЕКТАКЛЕЙ
И ТЕАТРАЛЬНЫХ ПОСТАНОВОК
О жёстких декорациях:
Центральная часть декорации стены двигается от авансцены к арьерсцене на дорогах вручную с помощью блоков и текстильного троса.

У нас вышла непростая история с дверьми, которые разъезжаются, — у них нет нижней опоры и они двигаются только сверху. Перед нами была задача, чтобы двери не хлопали, а двигались аккуратно в плоскости. Боковые части стены самостоятельно стоящие, тоже имеют дверь на фурке. Фурка тоненькая, мы её утяжелили стальным листом, разработали очень интересную фактуру, напоминающую старое окно советских времен.
«Для этого спектакля мы задействовали накладной круг, который был спроектирован и изготовлен мастерскими «Сценические решения» для другой постановки «Тартюф» в этом же театре, и этот круг театр решил использовать во второй раз. Динамика стен и круга вкупе дают возможность развивать пространство, пользоваться им и создавать разные мизансцены», — говорит художник Николай Слободяник.
Самый интересный момент в спектакле — движения декораций, продуманные художником совместно с режиссёром вместе с завпостом театра и осуществленные нами: это движения стены, одновременное движение круга и кровати. Внутри кровати установлен механизм, который отжимает колёса, и она двигается самостоятельно вокруг своей оси. То есть всё стоит, а двигается только кровать. На сцене встроенный механизм закрывается постельным бельём, но если кровать приподнять, то можно увидеть ту самую поворотную ось с отжимным механизмом.

К поворотному кругу, который был сделан для спектакля «Тартюф», мы построили выстилку во всю сцену, увеличив её в объеме, то есть достроили авансцену влево и вправо в карманы и продлили её до самого конца арьерсцены.

Стены лёгкие алюминиевые, зашиты монолитным поликарбонатом. На поликарбонат очень аккуратно натянута сетка с печатью того самого эффекта дождя, сделана фактура и изготовлена кровать с поворотной осью и достроена сцена.

С подобными декорациями есть одна сложность и одновременно интересная задача, которая заключается в том, что в этом театре имеются только механические штанкеты, а стенка ездит на дорогах. Дороги мы раскрепляли к колосникам — это довольно трудоёмкий процесс, потому что для того, чтобы стенку не клинило и все механизмы работали, нужно поймать горизонт. А когда у тебя не работают штанкеты и везде плюс-минус сантиметры, их нужно ловить. Мы потратили много времени на первом монтаже на выстраивание технического потолка для движения стены. Он страхуется тросами, держится жёстко к швеллерам колосников. Здесь используется довольно известная в театрах система ручного привода: блоки и верёвка.
«Я считаю, что декорации исполнены очень хорошо, на пути были трудности и поиски этого самого дождя, не сразу получалась фактура, поэтому для меня важно, когда мастерские делают пробники, образцы. Сейчас зачастую на это просто не хватает ни времени, ни сил. В нашем же случае подход менеджеров и руководства мастерских «Сценические решения» классический и правильный, какой должен быть, — с пониманием, что сразу всё не всегда получается. Каждый раз мы делаем новую вещь, при этом есть какие-то основы: вес декораций нужно просчитать, нагрузку на ролики и так далее, но все равно это новое изделие, с новой нагрузкой, новыми задачами, поэтому у мастерских должно быть терпение и внимание. У «Сценических решений» оно есть», — художник Николай Слободяник.