У НАС БОЛЕЕ 70 ИНТЕРЕСНЫХ ПРОЕКТОВ
ДЛЯ РАЗНЫХ СПЕКТАКЛЕЙ
И ТЕАТРАЛЬНЫХ ПОСТАНОВОК
Московский академический Музыкальный театр К. С. Станиславского и В. И. Немировича-Данченко, Москва

Премьера 20 сентября 2023 года
спектакль
У НАС БОЛЕЕ 70 ИНТЕРЕСНЫХ ПРОЕКТОВ
ДЛЯ РАЗНЫХ СПЕКТАКЛЕЙ
И ТЕАТРАЛЬНЫХ ПОСТАНОВОК
Над спектаклем работали:
Режиссер: Дмитрий Белянушкин
Художник-постановщик: Александр Арефьев
Художник по свету: Андрей Абрамов
Художник по костюмам: Светлана Тегин
Видеохудожник: Илья Старилов
Хореограф: Рамуне Ходоркайте

Декорации для спектакля выполнены мастерской «Сценические решения»:
Куратор проекта: Михаил Абрамов
Технолог: Надежда Хинская
Конструкторы: Михаил Иванов, Петр Сотников
Конструктор: Павел Смородов
Слесарно-сварочный цех: Максим Кузнецов, Александр Рындин, Сергей Ремнёв, Борис Бродниковский, Павел Никитин, Виктор Паккарь, Антон Черноусов, Валерий Никитенко, Виктор Егоров.
Столярный цех: Алексей Миронов, Денис Аксенов, Василий Мацку, Данила Ломовцев, Юрий Плутахин, Петр Евсеев, Игорь Артемьев
Художественно-бутафорский цех: Елена Русакова, Наталья Меркульева, Леонид Валеев, Иван Шишулин, Илья Баталов, Екатерина Баранова, Илья Кожаров, Надежда Горбенко, Юрий Боровских, Евгений Куклин, Сергей Дормидонтов, Влад Балаклейский, брат Влада Балаклейского, Ксения Черкасова, Айгуль Исмагилова, Николай Прокопенко, Дмитрий Гончаров, Всеволод Глебкин, Александр Василенко, Зинаида Сусличенко, Елизавета Малыхина
Электробутафорский цех: Дмитрий Леонтьев, Евгений Заверненков, Николай Грозев, Юрий Покровский, Роман Пехотин
Монтировочный цех: Сергей Согрин, Сергей Поздняков, Антон Михайлов, Максим Ловчиков, Михаил Васильев, Илья Островский, Илья Комлев, Егор Мельник
Фото: пресс-служба МАМТ, Милана Романова, Сергей Родионов, архив мастерских «Сценические решения»
У НАС БОЛЕЕ 70 ИНТЕРЕСНЫХ ПРОЕКТОВ
ДЛЯ РАЗНЫХ СПЕКТАКЛЕЙ
И ТЕАТРАЛЬНЫХ ПОСТАНОВОК
Художественная задумка:
Создатели спектакля переносят действие оперы (сюжет о женитьбе Ивана Грозного на Марфе Собакиной) в условное время 2072 года и переосмысливают будущее через призму прошлого. В страну вернулась монархия и резиденция царя снова располагается в Александровской слободе.

На сцене главная декорация — мощная крепостная стена, создать которую была наша основная задача. Сценограф Александр Арефьев предлагает что-то вроде римских терм: конструкция на поворотном круге утилитарна, ее удобно использовать, каждый ракурс создает новое место действия.
У НАС БОЛЕЕ 70 ИНТЕРЕСНЫХ ПРОЕКТОВ
ДЛЯ РАЗНЫХ СПЕКТАКЛЕЙ
И ТЕАТРАЛЬНЫХ ПОСТАНОВОК
История создания декораций:
Кирпичной кладкой нас не удивить, и задача построить каменную башню выглядела вполне тривиальной. Но в этот раз приличный объем декорации и особые требования художника к каменной кладке привели к тому, что мы называем «изо_всех_сил_продакшн».

Сроки, как обычно, были супер-компактные: 28 августа мы привезли в Новолисино первое железо и начали собирать декорацию, а 3 сентября уже был монтаж на сцене театра. На всё про всё у нас было 6 дней.
В основе стены объемная трехэтажная конструкция из металлокаркаса на поворотном круге. Верхний этаж выполнен из алюминия.
Фото: архив мастерских
Камни для оформления стены сначала предполагали выполнить из изолона, но в итоге остановились на материале изофом, потому что он негорючий. Заготовки камней состояли из склеенных слоев изофома: один плотный, а второй мягкий, чтобы его можно было зафактурить. Сначала склеивали два слоя, потом вырезали лезвием камни и дальше фактурили вручную каждую деталь отдельно.

Объем был гигантский, поэтому его поделили: часть камней для внутренней стенки башни изготавливались в мастерских театра МАМТ, а камни для внешней стороны делали мы.

По требованию художника распечатали рулоны шаблонов, на них обвели по форме камни и каждому был присвоен свой номер. Камни сажали на горячий пистолет подетально на пронумерованные места по шаблону. Всего более пяти тысяч штук. В какой-то момент мы их просто перестали считать.

Так весь наш сборочный цех в Новолисино прошлым летом был застелен шаблонами с раскладками, и бутафоры в несколько смен собирали этот эпический пазл из камней, а затем художники расписывали каменные поверхности башни. Стенки башни были заранее отмаркированы, фасады оклеены двуниткой, главное было соблюсти геометрию архитектурного строения.
Проекты такого объема и в короткие сроки сдаются благодаря слаженной работе команды. Четверо слесарей, около 10 монтировщиков и более 20 бутафоров и художников буквально жили в сборочном цехе. Всю неделю работа шла в круглосуточном режиме, посменно день/ночь.

«Это была Спарта», — вспоминает Елена Русакова.
На финальной контрольной сборке декорации перед отправкой в Москву из выживших оставалось человека четыре и Максим Кузнецов, бригадир слесарного цеха.

Максим боролся с последними доработками: рихтовал и ровнял стыки, где-то не сходились отверстия, был не учтен радиус в деталях, когда они приходили к балке, поэтому резал алюминий с балок и доводил до ума крепеж, соединяющий между собой детали декорации.

Этим всё не закончилось: в Москве наш десант декораторов и бутафоров во главе с Иваном Шишулиным всё перекрашивали заново во время репетиций прямо в театре.