У НАС БОЛЕЕ 70 ИНТЕРЕСНЫХ ПРОЕКТОВ
ДЛЯ РАЗНЫХ СПЕКТАКЛЕЙ
И ТЕАТРАЛЬНЫХ ПОСТАНОВОК
Московский театр Сатиры, Москва

Премьера 20 января 2024 года
спектакль
У НАС БОЛЕЕ 70 ИНТЕРЕСНЫХ ПРОЕКТОВ
ДЛЯ РАЗНЫХ СПЕКТАКЛЕЙ
И ТЕАТРАЛЬНЫХ ПОСТАНОВОК
Над спектаклем работали:
Режиссер-постановщик: Виктор Крамер
Художник-постановщик: Виктор Крамер
Ассистент художника-постановщика: Иван Толстов
Художник по свету: Иван Виноградов
Видеодизайнер: Алексей Образцов
Помощник режиссера: Наталья Корнева

Декорации для спектакля выполнены мастерской «Сценические решения»:
Куратор проекта: Михаил Абрамов
Технолог: Надежда Хинская
Конструкторы: Михаил Иванов, Петр Сотников
Слесарно-сварочный цех: Максим Кузнецов
Столярный цех: Алексей Миронов
Стеклопластик: Леонид и Сергей Наймушины
3D-печать: Никита Нестеров
Операторы ЧПУ: Евгений Баранов, Ростислав Якунин
Художественно-бутафорский цех: Елена Русакова
Ванна-рояль: Галузов П.А. "Техарт проект"
Роспись раструбов: Илья Баталов
Монтировочный цех: Сергей Согрин, Сергей Поздняков
Фото: пресс-служба Московского академического театра Cатиры, Анна Баженовская
У НАС БОЛЕЕ 70 ИНТЕРЕСНЫХ ПРОЕКТОВ
ДЛЯ РАЗНЫХ СПЕКТАКЛЕЙ
И ТЕАТРАЛЬНЫХ ПОСТАНОВОК
Художественная задумка:
Режиссер и сценограф Виктор Крамер – мастер больших и эффектных шоу, создатель волшебных сценических миров – придал классической истории фундаментальность масштабными декорациями.

На сцене разворачивается футуристическая лаборатория звука. Огромные раструбы фонографов в высоту колосников переносят зрителя в рабочий кабинет профессора Хиггинса, в котором много сложных приборов и механизмов. Они, по замыслу постановщика, становятся еще и своеобразным экраном, на который проецируются реальность и фантазии героев.

Малыми фонографами, подвешенными на дорогах, усеяно все сценическое пространство. А комната матери профессора, миссис хиггинс, уместилась в сюрреалистичном раструбе внушительных размеров.
«Фонограф, с которым работает главный герой Генри Хиггинса, был взят за основу сценографии. Пространство сцены превратилось в футуристическую лабораторию, где Хиггинс собирает коллекцию сложных приборов и механизмов, картотеки звуков и голосов.

Что такое для меня этот образ? Это попытка записать, сканировать человека, увидеть его душу, его образ.

Сцена раута, экзамена для героини, решена в спектакле необыкновенно: Элиза в летящем белом платье исполняет почти цирковой номер, описывая невероятные круги - то ввысь, то почти касаясь пола. Законы притяжения, кажется, не работают, но на самом деле это платформа-матрешка не дает актрисе упасть».
Виктор Крамер, режиссер, художник-постановщик:
У НАС БОЛЕЕ 70 ИНТЕРЕСНЫХ ПРОЕКТОВ
ДЛЯ РАЗНЫХ СПЕКТАКЛЕЙ
И ТЕАТРАЛЬНЫХ ПОСТАНОВОК
История создания декораций:
Есть ряд работ, которые выпадают на конец декабря и новогодние праздники. Декорации для спектакля «Пигмалион» — именно такой проект. Финальная сборка проходила уже под налитое шампанское и нарезку салата оливье. В этом же антураже монтеры собирали декорации и готовили их к отправке в Москву.
В этом проекте выполнен внушительный объем работ со стеклопастиком с нашим постоянным партнером – мастерской Леонида Наймушина. Работать с подрядчиком иногда выходит сложнее, чем загружать собственные цеха. В этот раз у нас не всё пошло по плану – запуск проекта затягивался, но к счастью, мы успели ценой выхода на смены 31 декабря и 1-2 января и дальше на все новогодние праздники. Премьера была назначена на 20 января 2024 года.

Раструбы выполнили привычным для нас способом: нарезали пенопласт с помощью робота манипулятора, затем передали на производство, где его заформовали. Формы у раструбов сложные, детали большие – поэтому для прочности, и чтобы на них могли забираться артисты, выбрали стекломат. Раструбы усилены, стоят на станках с противовесом из театральных грузов на калкашах, чтобы они не переворачивались.

Наш конструктор Михаил Иванов выполнил довольно интересное проектирование силовой части. К уже изготовленным стеклопластиковым деталям по пенопласту приформовывались трубы. Получилось минимальное количество каркаса, только чтобы были узлы и подвесы, а так он весь практически из пластика.

Конечно, декорация объемная и тяжеловесная и в производстве, хранении, и при транспортировке, к тому же материал дорогостоящий. В театре были попытки переиграть технологии, использовать изолон и таким образом вписаться в бюджет. Но у нас к тому времени уже был печальный опыт с декорациями Виктора Крамера в спектакле «Лес» во МХАТе им. Горького, где мы сделали огромный холм из изолоновых опилок, а потом полностью переделывали декорацию из-за ее недолговечности. Поэтому в этот раз мы отказались использовать эту технологию, понимали, что будет откровенно плохо и настояли на стеклопластике. Виктор Крамер нас поддержал, и в итоге спектакль вышел на 70% стеклопластиковый.

Мы сами не занимаемся стеклопластиком в таких больших объемах, потому что это вредное производство и требует специальных условий: вентиляции и очень мощного оборудования, которое на наших площадях не разместить. Поэтому работаем с нашим многолетним партнером.
Малыми раструбами оформлено все сценическое пространство. Их более 80 штук, и они двигаются на дорогах. Примечательно, что для них мы переработали немецкие каретки Gerriets. Из-за проблем с заграничными поставками и дорогой логистики мы полностью адаптировали каретки под наше производство, изготовили и опробовали их впервые на этом спектакле. Получились хорошие грузовые каретки, мы их ввели как стандартные изделия на производстве.

Передняя широкая часть малых раструбов – это вакуумная формовка пластика. К ней стыковалась деталь ножки, выполненная на 3D-печати и заполненная полиуретановой пеной. По технологии ножек сначала рассматривали выполнить их из бука, но выходил довольно большой вес. Сделали тест по технологии и остановились в итоге на 3D-печати. Когда все эти 80 деталей приехали на роспись, наш бутафорский цех выглядел как завод граммофонов.
Отдельно стоит рассказать про декорацию комнаты матери профессора, миссис Хиггинс. Ее проектировал Петр Сотников. Она представляет собой огромный раструб, выполненный из стеклопластика на фурке, где кресла, картины, подушки витают над головами, а героям все время нужно балансировать в этом пространстве.

С обтяжкой кресел не обошлось без приключений – в новогодние праздники было сложновато найти подходящую ткань для обтяжки мебели, в итоге наши монтировщики во главе с Сергеем Согриным объездили пол-Москвы по складам и магазинам, торгующим тканями на отрез, нашли и сами обтянули кресла уже на площадке.
Декоратор-бутафор Ольга Голосова выполнила ванну-рояль. Никита Нестеров из нашего цеха 3D-печати собирал катушку, а кресло для футуристичной лаборатории было куплено из числа оборудования для барбершопов и доработано.
Для декорации «неваляшки», как мы ее называли, использовали готовую стеклопластиковую сферу: распилили ее, усилили каркасом и вставили внутрь блины от штанги. Артистка встает на подставку и за счет собственного веса раскачивается на полусфере в момент действия спектакля..