У НАС БОЛЕЕ 70 ИНТЕРЕСНЫХ ПРОЕКТОВ
ДЛЯ РАЗНЫХ СПЕКТАКЛЕЙ
И ТЕАТРАЛЬНЫХ ПОСТАНОВОК
Театр Комедии им. Н.П. Акимова,
Санкт-Петербург

Премьера 19 февраля 2021 года
спектакль
У НАС БОЛЕЕ 70 ИНТЕРЕСНЫХ ПРОЕКТОВ
ДЛЯ РАЗНЫХ СПЕКТАКЛЕЙ
И ТЕАТРАЛЬНЫХ ПОСТАНОВОК
Над спектаклем работали:
Режиссер: Андрей Сидельников
Художник-постановщик: Николай Слободяник
Художник по свету: Денис Солнцев

Декорации для спектакля выполнены мастерской «Сценические решения»:
Куратор проекта, технолог: Вероника Войчук
Конструктор: Дмитрий Ковалёв
Слесарный цех: Максим Кузнецов
Столярный цех: Илья Гайворонский
Бутафорский цех: Влад Балаклейский, Виктория Галустян, Дмитрий Иванцов
Швейный цех и живописные работы: Екатерина Кочурова
Электробутафория: Дмитрий Леонтьев
У НАС БОЛЕЕ 70 ИНТЕРЕСНЫХ ПРОЕКТОВ
ДЛЯ РАЗНЫХ СПЕКТАКЛЕЙ
И ТЕАТРАЛЬНЫХ ПОСТАНОВОК
Художественная задумка:
В основе сюжета – пьеса современного французского драматурга Флориана Зеллера, где в центре событий – две семейные пары, которые долгие годы ведут сложную игру чувств. Для этого художник Николай Слободяник превратил сцену театра Комедии им. Акимова в теннисный корт. В такие предлагаемые обстоятельства режиссер Андрей Сидельников поместил героев пьесы для игры в правду и ложь, которая напоминает теннисный турнир. В мире современных людей, как в спорте, хитрость — это основа выигрышной стратегии.
«Я прочитал эту пьесу и мне стало интересно, как можно сыграть в России такую французскую историю. Мы хотели понять их французскую логику, жизнь — быть немного французами, не привязываясь к нашей сегодняшней России. А история, конечно, касается всех. Спектакль не воспитывает, а скорее задаёт вопросы с юмором и через улыбку: обязательно ли правда так необходима в отношениях, как в семье говорить правду, как быть вместе, как любить друг друга и даже если ты соврал и что-то сделал, как при этом сохранить семью».
Андрей Сидельников, режиссер:
У НАС БОЛЕЕ 70 ИНТЕРЕСНЫХ ПРОЕКТОВ
ДЛЯ РАЗНЫХ СПЕКТАКЛЕЙ
И ТЕАТРАЛЬНЫХ ПОСТАНОВОК
История создания декораций и реквизита для спектакля:
Предложение оформить комедию «Ты, я и правда» мы получили в начале декабря 2020 года. Сроки, как и у всех в это время, горели и поджимали – монтаж назначили уже на 1 февраля. Поэтому тестировать гипотезы начали этим же днём.

Спектакль требовал двух цветовых решений — белый и зеленый. Художник Николай Слободяник изобразил в макете настоящий теннисный корт с оградительными сетками по периметру и мобильные модули, которые по-разному обыгрываются артистами. Над сценой возвышались электронные часы-табло.
Подробнее
Впечатление на старте было приятным – несложный спектакль с крутой задумкой, уложимся в пару недель. Но у судьбы на такие случаи свои планы. Первая интересная задача – подобрать ткань, способную принимать на себя проекцию. Через образцы пришли к зелёному габардину, так как ни сукно, ни бархат, ни двунитка не пропускали свет. – Ура, живём! – хлопали мы всем коллективом.

Часть материала была у нас на складе, остальное предстояло найти у поставщиков. Искали во всех оптовых и розничных точках разом. Получали образцы слишком зелёного и недостаточно зелёного габардина. В единственном магазине нашлось что-то очень похожее на пол тона светлее. Выдохнули, взяли этот оттенок и не ошиблись. Когда оклеили все детали, было сложно рассмотреть разнотон, тем более на сцене всё выравнивается освещением.

Второй вызов – сетки. Николай хотел, чтобы это были настоящие теннисные сетки: вязаные, с узелками и большой ячейкой. Поставщиков нашли, образцы утвердили. Решили, что сами выкрасим их в нужный цвет, заказали… ждём. Неприлично долго, уже год на календаре сменился, а о нашей партии – ни слова!

Поставщики оказались перекупщиками, из-за чего ушло много нервов и времени. Сетки пришли меньше чем за неделю до сдачи. Мы в турбо-режиме натянули их на полу в зале для обработки. В первые два дня швеи пришили кушаки и карманы, в оставшиеся – наш герой Катя Кочурова выкрасила весь объём. Ещё и идеально попала в цветовую гамму. К слову сказать, в театр несколько сеток приехали сыроватыми и досыхали на месте.
Пережив недосушенные сетки и недостаточно зелёный габардин, мы почувствовали себя без пяти минут победителями. Пять минут застали нас врасплох во время финальной развески сеток на сцене — заметили, что они провисают по бокам, что, естественно, не оценил художник. Пришлось срочно изготовить специальные лапки, которые прижимают оттяжную трубу к планшету и фиксируются на саморезах. Таким образом, сетки натянулись и жёстко зафиксировали «кабинет». Уф, кажется, теперь всё!

Что касается самих декораций, конструктором выступил Дмитрий Ковалев. С художником Николаем Слободяником согласовали всё быстро и безболезненно по его подробным эскизам. Главной же целью было сделать декорации достаточно лёгкими, так как артисты переносят их во время действия.

Мы изготовили модули-кубы, модули с сетками, модули-скамейки, модуль-шкаф с распашными дверьми и модуль-часы. Все изделия сделали из алюминиевой трубы, кроме часов – они стальные. Мы о них расскажем подробно в следующий раз.

Все модули бутафоры оклеили зелёным габардином. Края на стыках ткани запаивали 522 клеем и прорисовывали белый контур, чтобы декорации соответствовали теннисному корту. К оклейке приноровились не сразу – долго искали подход к материалу. Сам по себе габардин очень тонкий, и если переборщить с клеем, то он сразу проступает наружу, создавая некрасивые тёмные пятна на изделиях. Но со временем наловчились, и вышло более чем профессионально.

Также мы изготовили две большие алюминиевые рамы, на которые натягивается проекционная сетка. Габарит рамы 9х6 метров. Мы решили сделать трилайт ферму, чтобы было удобно вязать экран и сэкономить в весе.

В целом на согласование образцов и проектирование у нас ушел месяц – уже в январе запустили активное производство и несмотря на всплывающие сложности, закончили эпопею благополучно и точно в срок. Премьера состоялась 19 февраля. Поэтому этот спектакль можно смело назвать открытием нашего сезона работ в мастерских.
У НАС БОЛЕЕ 70 ИНТЕРЕСНЫХ ПРОЕКТОВ
ДЛЯ РАЗНЫХ СПЕКТАКЛЕЙ
И ТЕАТРАЛЬНЫХ ПОСТАНОВОК
Челлендж электрика или как повернуть время вспять
Челлендж наших электриков заключался в том, как сделать цифровое табло на 44 канала управления, запитанное на 8 контроллеров, где каждая цифра состоит из 7 сегментов с самостоятельным управлением.

Табло по задумке художника Николая Слободяника должно было быть показывать не только игровой счет, но еще и время и чтобы цифры моргали и могли включаться отдельно.

Цифры изготовили размером 20х30 см, цвет свечения белый. Сами сегменты напечатали на 3D-принтере из ABS-пластика. На фрезерном станке нарезали кусочки поликарбоната в качестве экрана цифры. Так у нас получились сегменты в виде маленьких лайтбоксов. Далее они крепились по шаблону в каркас табло, а с задней стороны выводилась вся коммутация.

Часы предполагали большое количество каналов управления, где каждая цифра состояла из семи сегментов и эти сегменты, соответственно, подключались и управлялись самостоятельно.
У нас было 44 канала управления, включая 2 двоеточия. Сложность была в том, как запитать всё это на 8 контроллеров. Задачка, согласитесь, нетривиальная. Это не пиксельная адресация, и для художника по свету Дениса Солнцева довольно объёмная работа записать световые программы.

В коммутации столкнулись с проблемой: как увести сигнал и подключить сегменты через контроллеры. Наши электрики во главе с Дмитрием Леонтьевым изготовили провода мультикор, заказали в Германии 25-жильный провод, использовали аналоги промышленных разъёмов Harting компании EMAS. Разъёмы подсоединялись по бокам в табло, далее проводка поднималась по тросам наверх и уходила на галерею театра. На галерее данный провод приходит в распределительную коробку. Из нее выходит уже четырех жильными проводами с разъёмами speakon nl4fx и подключается к контроллерам.

Вся работа заняла около недели. Это наш первый опыт с такими часами и он оказался успешным — получилось всё, что задумали.