У НАС БОЛЕЕ 70 ИНТЕРЕСНЫХ ПРОЕКТОВ
ДЛЯ РАЗНЫХ СПЕКТАКЛЕЙ
И ТЕАТРАЛЬНЫХ ПОСТАНОВОК
Детский музыкальный театр «Зазеркалье», Санкт-Петербург

Премьера 4 сентября 2020 года
спектакль
У НАС БОЛЕЕ 70 ИНТЕРЕСНЫХ ПРОЕКТОВ
ДЛЯ РАЗНЫХ СПЕКТАКЛЕЙ
И ТЕАТРАЛЬНЫХ ПОСТАНОВОК
Над спектаклем работали:
Режиссер-постановщик: Александр Петров
Художник-постановщик: Алексей Левданский
Художник по свету: Александр Кибиткин
Художник по костюмам: Ирина Долгова

Декорации и реквизит для спектакля выполнены мастерской «Сценические решения»:
Куратор проекта, технолог: Вероника Войчук
Конструкторы: Михаил Иванов, Владимир Кутейников
Слесарный цех: Максим Кузнецов
Столярный цех: Илья Гайворонский
Бутафорский цех: Влад Балаклейский
Электробутафорский цех: Дмитрий Леонтьев
Фото: театр «Зазеркалье», Марина Ларионова, Виктор Васильев и архив мастерских «Сценические решения»
У НАС БОЛЕЕ 70 ИНТЕРЕСНЫХ ПРОЕКТОВ
ДЛЯ РАЗНЫХ СПЕКТАКЛЕЙ
И ТЕАТРАЛЬНЫХ ПОСТАНОВОК
Художественная задумка:
Опера в двух действиях, музыка Джузеппе Верди, либретто Арриго Бойто по мотивам одноименной трагедии Уильяма Шекспира. В либретто трагедия венецианского мавра происходит в XVI веке, в спектакле — перенесена в начало ХХ века.

Декорации Алексея Левданского отсылают зрителя сразу к двум театральным эпохам. Двухэтажная конструкция во весь планшет с дополнительными площадками на разных уровнях по бокам намекает на многоярусную елизаветинскую сцену. И это сооружение дополнено белыми греческими колоннами, напоминающими о древнейших началах трагического жанра. При смене эпизодов все затемняется, а золотые капители этих колонн подсвечиваются, словно немеркнущие огни вечности. Дизайн перил и лестниц удачно обыгрывает интерьер зала «Зазеркалья», объединяя актерское и зрительское пространства. Декорации и содержательны, и функциональны: они позволяют развернуть на неглубокой сцене детского театра действие «большой оперы».

Источник
«Мы взяли некую такую историю, которая действительно может быть в любом времени, и в нашем прежде всего. Потому что история очень злая, история очень неприятная, тут торжествует пошлость, торжествует филистерство. История о том, что разрушается личность. Эти качества есть во времена не только Шекспира, но и в нашем.

Все 11 опер, которые были до этого, не так волнуют, как волнует именно эта. Когда появляется тенор, который может это спеть и остаться живым после этой оперы, то тогда игра идёт по-крупному. Поэтому более современного произведения я не ставил уже лет 30.

У нас есть своя метафора, когда в самый трагический момент горят паруса. Это есть и на афише спектакля. Вот сгоревшие паруса, уничтоженные паруса, как метафора счастья, метафора какой-то свободы, мечты. Она уничтожается. И мы живём с этим уже 2,5 года. И мне кажется, что это достаточный срок для того, чтобы этот материал наконец предоставить на суд питерской публики».
Александр Петров, автор идеи, режиссер-постановщик:
У НАС БОЛЕЕ 70 ИНТЕРЕСНЫХ ПРОЕКТОВ
ДЛЯ РАЗНЫХ СПЕКТАКЛЕЙ
И ТЕАТРАЛЬНЫХ ПОСТАНОВОК
История создания декораций для спектакля:
Опера «Отелло» в постановке А.В. Петрова и П.А. Бубельникова по сценографии Алексея Левданского — наша вторая совместная работа с театром «Зазеркалье». Эта история о том, как плотно заставить сцену двухэтажными и четырехэтажными станками так, чтобы разместить до ста артистов оперного спектакля.
Когда нас познакомили с макетом, размещённом в штатном подмакетнике театра, мы, если честно, очень удивились, так как вся сцена была плотно заставлена двухэтажными и четырехэтажными станками в масштабе 1:20. Идея заключалась в том, чтобы разместить огромный хор на этих станках, при этом чтобы было рабочее пространство для актёров.

Мы работали по 3D модели, сделанной художником в программе SketchUp. С театром сразу было оговорено, декорации должны быть максимально облегченными и не крупногабаритными. Также перед нами стояла непростая художественная задача – обшить всю декорацию тоненькими досочками толщиной 10 мм без использования саморезов.

Проектирование мы начали после многочисленных совещаний и обсуждений конструктива с завпостом театра Юрием Алексеевичем Шереметом. Проект выполнил наш конструктор Михаил Иванов. Каждый шаг в конструировании мы обязательно обговаривали и придумывали интересные конструкторские решения, опираясь на большой опыт старшего театрального поколения.

Вся конструкция собирается исключительно на шпильках, в ней нет ни одного болта. Это было важное пожелание театра. Вместе с конструктором мы часто хотели внедрить болтик, так как нам казалось, что именно болтовое соединение будет надежнее, но затем приходилось менять его на шпильку.
Декорация спектакля представляет собой лестничные станки, объединённые большим центральным станком. Внизу предусмотрено пространство для игры актеров. Станки имеют колонны, верхушки которых, венчают подсвеченные капители.

Вся декорация выполнена преимущественно из стали, есть только один элемент из алюминия — это галерея на центральном станке. Соединение больших деталей происходит за счет бужа — стальной круглой трубы диаметром 50 мм. Буж просто входит в ответный стакан и отлично выполняет все условия жёсткости и прочности конструкции. На лестничных станках в качестве настила установлена решетка для грохотов, чтобы придать воздушности декорации и для игры со светом.

При проектировании четырехэтажного станка было волнительно за самый верхний этаж, так как мы должны были продумать каждое соединение, чтобы станок не шатался, и актёрам не было страшно на высоте. При сборке в железе мы выдохнули всей мастерской — станок настолько железно стоял и не шатался, что лишний раз доказало правильность использования таких бужей. К слову, и центральный станок у нас проектировался с множеством откосов, которые не позволил бы ему шататься. Но по факту не использовался ни один!

Ещё на стадии закупки материалов мы столкнулись с непростой задачей: как сделать такие тонкие досочки толщиной 10 мм. Но решение пришло быстро — зачем прыгать выше головы и пытать наш рейсмусовый станок, вместо этого мы заказали весь объём досок на промышленном производстве. Вышло быстро, а главное мы облегчили задачу столярному цеху.
Вероника Войчук, технолог и куратора проекта, мастерская «Сценические решения»:

«При зашивке завпост театра Юрий Алексеевич Шеремет настаивал, чтобы в каждую колонну были установлены фанерные прокладки, а облицовку прибить и к ним на гвозди. Но посчитав время на этот процесс, мы решили, что шьём доски на саморезы с боковых торцов, а лицевую облицовку установим на гвозди.

Саморезы впоследствии удалось изящно спрятать, используя обычную автомобильную шпаклёвку. Художник хотел финальную отделку дерева – серое масло. Наши бутафоры придумали закрывать шпаклёвку хаотичными мазками, в итоге после нанесения масла, стало выглядеть как будто это рисунок дерева».
У НАС БОЛЕЕ 70 ИНТЕРЕСНЫХ ПРОЕКТОВ
ДЛЯ РАЗНЫХ СПЕКТАКЛЕЙ
И ТЕАТРАЛЬНЫХ ПОСТАНОВОК
О капителях
Самый интересный объект декорации спектакля «Отелло» — это капители. Мы решили, что изготовим их стеклопластика, причём по задумке художника по свету Александра Кибиткина они подсвечиваются. Но чтобы сделать объёмную капитель, нужна мастер модель для съёма форм.

Для этого мы позвали скульптура, который по эскизу создал модель из пенопласта и пластилина. Далее с этой основы сделали силиконовую форму. Нам было важно получить объёмный рисунок с трёх сторон, так как четвертая часть у нас закрывается фанерой, на которую установлена светодиодная лента.

Силиконовая форма позволила создать 33 тройные стеклопластиковые капители и 4 четырёхсторонние капители, которые были без подсветки и на них устанавливались парусники. Капителям мы придали состаренную золотую фактуру с помощью потали и золотой краски. Именно такую итоговую картинку видел художник.
Помимо основной декорации мы изготовили и реквизит для этого спектакля — астролябию или армиллярную сферу, как её ещё называют. Конструктор изделия Владимир Кутейников вдохновлялся старинными фотографиями сфер. На чертежах не всегда понятно, как объект будет работать в итоге, но после кропотливой работы сварочного цеха, сфера выглядела потрясающе, а главное она вращается. Оставалось дело за малым – покрасить, и вот спустя неделю художник восторженно её крутит.

Говоря в целом о работе над спектаклем «Отелло», несмотря на то, что вся сцена в итоге заставлена железными станками, проект получился лёгким во всех планах работы над ним. Театр, в котором прекрасные люди, ценящие свое и наше время, готовые идти на компромисс и приходить к общему знаменателю.
Вероника Войчук, технолог и куратора проекта, мастерская «Сценические решения»:

«Для меня это был волнительный спектакль, так как Юрий Алексеевич был моим преподавателем в Театральной Академии, поэтому хотелось максимально показать и доказать, что все его лекции по конструированию декораций прошли не зря!

Нам очень быстро и оперативно удалось согласовать все наши решения с художником. Он предлагал свои варианты, мы сразу же делали образцы, всё было легко и непринужденно! Поэтому как технолог я была очень рада такой отдачи со стороны художника. Ученик превзошел своего учителя? — Безусловно нет! Но учитель остался доволен своим учеником!»