У НАС БОЛЕЕ 70 ИНТЕРЕСНЫХ ПРОЕКТОВ
ДЛЯ РАЗНЫХ СПЕКТАКЛЕЙ
И ТЕАТРАЛЬНЫХ ПОСТАНОВОК
Театр на Малой Бронной,
Дворец на Яузе, Москва

Премьера 6 ноября 2019 года
спектакль
У НАС БОЛЕЕ 70 ИНТЕРЕСНЫХ ПРОЕКТОВ
ДЛЯ РАЗНЫХ СПЕКТАКЛЕЙ
И ТЕАТРАЛЬНЫХ ПОСТАНОВОК
Над спектаклем работали:
«Норма» — cовместный проект Театра на Малой Бронной и Мастерской Брусникина.
Режиссер: Максим Диденко
Драматург: Валерий Печейкин
Художник: Галя Солодовникова
Художник по свету: Павел Змунчилла
Генеральный продюсер спектакля: Светлана Доля

Декорации для спектакля выполнены мастерской «Сценические решения»:
Куратор проекта, технолог: Вероника Войчук
Конструкторы: Павел Хмелевской, Никита Нестеров, Алексей Флусов, Вероника Войчук
Слесарный цех: Максим Кузнецов
Столярный цех: Илья Гайворонский
Бутафорский цех: Влад Балаклейский
Электробутафория: Дмитрий Леонтьев
Фото: архив мастерских «Сценические решения», Ирина Полярная, Вова Яроцкий
У НАС БОЛЕЕ 70 ИНТЕРЕСНЫХ ПРОЕКТОВ
ДЛЯ РАЗНЫХ СПЕКТАКЛЕЙ
И ТЕАТРАЛЬНЫХ ПОСТАНОВОК
Художественная задумка:
Художник Галя Солодовникова соорудила на сцене конструкцию, напоминающую трубу канализации или нефтепровода, из отверстия которой вытекало нечто черное. По словам художника это большая метафора — мы оказываемся на дне сточной канавы, некой канализации, но она небуквальная. Мы не педалируем её. Иногда это зловещее сооружение превращается в герб и колосья (видеоработа Олега Михайлова и Ильи Старилова). Говоря о визуальном воплощении «Нормы», Максим Диденко назвал его «смесью ВДНХ с крематорием», имея в виду серо-бетонные мрачные стены и тоннель. Сценография особенно выделяется в интерьере самого здания, где игрался спектакль, – во Дворце на Яузе.

Текст: Надежда Травина, Независимая газета
«Я приходил к разным художественным руководителям разных театров и мне удалось договориться с Дмитрием Владимировичем Брусникиным, и с того момента процесс пошел. У меня была цель — ясно взглянуть на нашу русскую реальность, и мне кажется, наш взгляд сильно затуманен. Наш спектакль — это такой туманоразвеиватель.

Этот текст как сверло, которое вынимает метафизическую основу русского сознания. Понятие нормы с одной стороны статичное, но в то же время текущее: норма постоянно меняется, время течет, жизнь идет, мы меняемся и не замечаем, как нормой становится то, что какое-то время назад было невозможно представить. Русский человек привыкает порой к радикальным и ужасающим вещам, и хочется это исследовать. Этот текст как ребус, который хочется разгадать».
Максим Диденко, режиссер:
У НАС БОЛЕЕ 70 ИНТЕРЕСНЫХ ПРОЕКТОВ
ДЛЯ РАЗНЫХ СПЕКТАКЛЕЙ
И ТЕАТРАЛЬНЫХ ПОСТАНОВОК
История создания декораций и реквизита для спектакля:
Декорации к спектаклю «Норма», премьера которого прошла 5 ноября 2019 года во Дворце на Яузе, мы делали в рекордно короткие даже для нас сроки. По замыслу художника Гали Солодовниковой на сцене единая установка — трапециевидный станок, состоящий из трёх ступеней и разделённый посередине станком, который мы назвали между собой «река» — ступени плавно перетекают одна в другую.
Станки естественно разбираются на отдельные рамки, поскольку места в театре критически мало. К тому же культура репертуарного театра обязывает нас быть осторожными с объемными деталями. Щиты съёмные, сверху на них настилают линолеум. «Река» полностью оклеена несъемным глянцевым линолеумом. И разбирается на объемный щит, зашитый фанерой и также отдельные рамы, как и сам станок. «Река» продолжается в зал подиумом, специально для этого ТКЗ снял часть кресел с первых четырёх рядов.

Главный сюрприз станка на сцене — это встроенные в конструкцию светодиодные линейки с пиксельной адресацией. Линейки встроены в торцевые фермы подступенка и сверху закрыты толстым экраном из молочного монолитного поликарбоната.

По бокам слева и справа расположены по три башни. Между ними образуется проход на сцену. Башня представляет собой две стены, состыкованные под определенным углом, выполненные из алюминиевого профиля в одну трубу, чтобы детали были легче и можно было взять максимальный габарит при этом.

Нам не хотелось делать много стыков. Кстати про стыки, угол башни выведен на плоскость стены, тогда стенка получается уже с готовым углом, так мы получаем чистый стык и любовь художника. Несмотря на кажущуюся простоту фактуры, там кроется немало работы. Несколько раз меняли размер и расположение плитки все казалось не то. Потом отрисовали и отдали фанеру на наш фрезерный станок и далее по привычному сценарию нас ждала цепочка: шпаклевка-шлифовка-окраска-лак и упаковка.
Большой объем декораций в этом спектакле не виден зрителю. Например, гигантская техническая лестница для оркестра, станок для входа в трубу, конструкции, которые ее держат. Центральная стена выполнена в той же фактуре, что и боковые башни, — имитирующей плитку. После того, как художник Галя Солодовникова согласовала нам рисунок плитки по фанере, выполненный фрезером, наш станок ЧПУ на неделю погрузился в прорисовку узоров.

В наших мастерских мы успели выполнить всю покраску, а уже декоративные проработки доделывали на сцене в Москве. 160 кв. м — общая площадь стен, любовь и благодарность нашим ребятам из бутафорки. У нас были и наемные ребята, помимо покраски стен они красили металл, который мы не могли по тех. причинам отдать в порошок.

Сзади фронтальной и боковых стен сооружен скрытый от глаз огромный лабиринт из конструкций и лайера. Наверху центральной стены весь спектакль находится оркестр, поэтому там есть станок. Мы долго думали, считали, у нас была целая баталия, что лучше: проектировать и изготавливать самим или покупать лайер. Лайер, конечно, победил. Он легче, занимает меньше места и, как оказалось, быстрее собирается! К лайеру мы изготовили однопролетную лестницу для подъема музыкантов наверх.

Башни на сцене стоят на откосах, закрепленных в планшете. Сверху стен выполнена имитация колючей проволоки из тросика и верёвочки. Всё это выполнено вручную нашим бутафором Натальи Меркуловой.

Большой объем достался алюминиевому цеху, помимо боковых стен, ребята изготовили центральную стену. В центре нее расположена труба, внутри подсветка и бетонная фактура. Трубу мы зашили фанерой 4 мм в два слоя, чтобы там могли ходить артисты. Трубу поддерживает отдельная конструкция. Для того, чтобы попасть в трубу, тоже нужен станок. Также труба периодически закрывается заглушкой, которая выезжает со стороны на дороге и перекрывает свет из арьера.

Также для спектакля мы выполнили большую работу, создавая деревья.
Надежда Абрамова, технический директор мастерской «Сценические решения»:
«Деревья — это лично моя большая любовь, потому что такая работа требует действительно творчества и мастерства. Сергей Денисов с картинок буквально как скульптор из металла создал каркасы для деревьев. Далее с каркасами работала группа бутафоров. Их покрывали пеной предавали им нужную плавную форму, финишным покрытием послужила полиэфирный смола черная и блестящая. Был у этой концепции существенный минус — деревья получились тяжелыми. Но из опыта могу сказать, что алюминиевые каркасы в подобного рода работе не прижились, ломаются при перевозках, требуют постоянного ремонта и трепетного отношения».
Кроме того во время спектакля на сцене опускается с колосников металическая сетка с габаритными фонарями — это формовка — тоже наша работа, как и сетка на колёсах, герб и флаги. Кстати о флагах, бахрома для флагов выполнена из жёлтых шнурков.

О тяжёлых буднях мастерских в процессе работы над декорациями спектакля «Норма» рассказывает куратор и технолог проекта Вероника Войчук:

«Как бы банально это не звучало, но проект запустился через... чат в вассапе. Я вообще не представляю свою работу без этого мессенджера. С 8 утра и до 11 вечера мы все переписывались, утверждали, согласовывали, спорили и предлагали идеи. Причем если утром обсуждение идет в общем чате, то к вечеру этот чат расползался на отдельные личные переписки. В вассапе мы согласовывали каждую мелочь, цвет линолеума, выкраску стен, покраску фонарей, вид камня, спроектированную конструкцию, сетку для забора, ролики для клетки и еще очень много всего.

Мы понимали, что предстоящий объем работ очень велик, поэтому было принято решение обратиться к подрядным организациям. За что им отдельное спасибо. За неделю мы согласовали чертежи к большей половине изделий и уже запустили в производство.

Запуск в производство был самым ответственным, так как многие изделия делались у подрядчиков, нужен был максимальный контроль за передачей материала и комплектующих, но только слаженная работа со снабжением дала отличные результаты и запустилась параллельная работа по производству декораций. Работа происходила по классической схеме, изделия переходили из цеха в цех, постепенно приобретая свой исходный вид. Напомню, у нас на всё про всё было 20 дней.

За 2 недели до премьеры из Питера в Москву уехали 4 машины по 8 метров, полностью загруженные декорациями к спектаклю. Разумеется следом поехали и мы, монтировщики, слесари и столяры. Монтаж был легким и быстрым, весь объём мы собрали за день, за что огромное спасибо монтировщикам театра на Малой Бронной. На следующий день после того, как все декорации были собраны, приехали наши бутафоры, которые вместе с Галиной Солодовниковой состарили все стены, сделали подтёк из трубы и мелкие декоративные доработки.

Ровно через неделю ещё одна машина привезла оставшиеся элементы и новые изделия, которые нас попросили изготовить: герб и флаги. Их мы напечатали прямой печатью на блэкауте».
Вероника Войчук @veronikavoichuk, технолог, куратор проекта:
«Наша мастерская выполнила всё декорационное оформление к спектаклю, кроме реквизита. И поверьте, это была действительно большая работа. Работа длиною в двадцать дней. Раньше мне казалось, что мы берём такие горящие проекты, дабы показать свою крутость, отчасти конечно это так, не зря к нам обращаются действительно крутые известные театры, но вот когда уже в готовом виде сдается этот проект, понимаешь, что именно такие "пожары" держат тебя и всю команду в тонусе и ты понимаешь, что шанса на ошибку нет и не будет, ты отдаешься полностью, с головой ныряя в проект.

Конечно, за такие короткие сроки у нас получилось создать декорацию, но из-за нехватки времени, вылезли ошибки и неточности, например, в станках был неправильно выставлен угол и не подошли щиты, на момент монтажа мы справились с этими вопросами, но сейчас, когда отгремела премьера, у нас есть возможность довести все ошибки до абсолюта
».
В завершении истории о создании декораций для спектакля «Норма» признаемся в любви и благодарности всей нашей команде:

Неутомимому Максиму Кузнецову, нашему бригадиру слесарного цеха, который двигал работу над «Нормой», всей слесарке и особенно Павлу Никитину и Виктору Паккарю из алюминиевого цеха.

Ребятам столярного цеха, которые сделали зашивку деталей, и оперативно разобрались во всех хитросплетениях стыковки. Ребятам из резки, которые отфрезеровали более 80 листов евро и обычной фанеры, отодвигая другие заказы в нашу пользу.

Директору по общим вопросам Александру Муравьеву, который за пару дней организовал формовку из ПЭТа для фонарей на заборе.

Специалисту снабжения Александру Блохину, который распределял материалы по подрядчикам и организовывал срочный материал в этот же день.

Нашей швее Людмиле Сальниковой, которая сшила флаги и герб за один день. Опять же всей команде бутафорки. Илье Давыдову за помощь на площадке по доработкам.

И всем всем причастным! Это было действительно круто! Это и делает нас командой!
Фото: архив мастерских «Сценические решения», Агентство городских новостей "Москва"