У НАС БОЛЕЕ 70 ИНТЕРЕСНЫХ ПРОЕКТОВ
ДЛЯ РАЗНЫХ СПЕКТАКЛЕЙ
И ТЕАТРАЛЬНЫХ ПОСТАНОВОК
Самарский Академический театр оперы и балета, Самара

Премьера 13 сентября 2019 года
спектакль
У НАС БОЛЕЕ 70 ИНТЕРЕСНЫХ ПРОЕКТОВ
ДЛЯ РАЗНЫХ СПЕКТАКЛЕЙ
И ТЕАТРАЛЬНЫХ ПОСТАНОВОК
Над спектаклем работали:
Дирижер-постановщик и музыкальный руководитель: Евгений Хохлов
Режиссер-постановщик: Наталья Дыченко (Москва)
Художник-постановщик: Елена Соловьева (главный художник САТОБ)
Художник по костюмам: Наталья Земалиндинова (Ростов-на-Дону),
Художник по свету: Евгений Ганзбург (Санкт-Петербург)
Завпост Самарского театра оперы и балета: Александр Пырялин

Декорации для спектакля выполнены мастерской «Сценические решения»:
Куратор проекта: Вероника Войчук
Конструкторы: Пётр Сотников, Владимир Кутейников
Мягкие декорации: Людмила Сальникова
Слесарный цех: Максим Кузнецов
Столярный цех: Илья Гайворонский
Бутафорский цех: Анна Гагарина
Электробутафорский цех: Дмитрий Леонтьев
Фотографии: Самарский театр оперы и балета
У НАС БОЛЕЕ 70 ИНТЕРЕСНЫХ ПРОЕКТОВ
ДЛЯ РАЗНЫХ СПЕКТАКЛЕЙ
И ТЕАТРАЛЬНЫХ ПОСТАНОВОК
Художественная задумка:
Премьера «Любовь к трём апельсинами» открыла новый сезон в Самарском театре оперы и балета. Опера написана ровно 100 лет назад и ставится на самарской сцене впервые. Оригинальная постановка оперы состоялась в декабре 1921 года на сцене Чикагской городской оперы и исполнялась по-французски.

Либретто Сергей Прокофьев написал сам, основываясь на пьесе Мейерхольда, созданной по мотивам сказки итальянского драматурга 18 века Карло Гоцци. Декорации выполнены в стиле минимализма, в оформлении использовали «квадраты» Малевича. Супрематическая тема прослеживается и в костюмах.

В самарском театре оперы и балета над премьерным спектаклем трудилась по-настоящему всероссийская команда: режиссер – Наталья Дыченко (Москва), дирижер-постановщик – Евгений Хохлов, художник-постановщик – Елена Соловьева, художник по костюмам – Наталья Земалиндинова (Ростов-на-Дону), художник по свету – Евгений Ганзбург (Санкт-Петербург), декорации произведены в наших мастерских в Петербурге.
У НАС БОЛЕЕ 70 ИНТЕРЕСНЫХ ПРОЕКТОВ
ДЛЯ РАЗНЫХ СПЕКТАКЛЕЙ
И ТЕАТРАЛЬНЫХ ПОСТАНОВОК
История создания декораций для спектакля:
Спектакль «Любовь к трём апельсинам» — это наше знакомство с Самарским театром оперы и балета. С этим театром мы ранее не работали, зато сделали много декораций для оперных спектаклей и знаем их специфику — там всегда есть хор, для которого мы изготавливаем большой станок и учитываем, чтобы он был прочный и на нем можно было комфортно находиться большому количеству людей.

По сценографии «Любовь к трём апельсинам» — яркий, графичный спектакль, задуманный в стиле кубизма, Малевича, в нем много прямых линий. Из декораций это был не такой большой объем, как мы привыкли делать для оперы в том же театре Музкомедии. Мы изготовили рабочие станки-лестницы, большой станок для хора, мягкие декорации и пару жёстких подвесных элементов.
Никаких трудностей в этом проекте у нас не возникло. Мы получили эскизы и ТЗ, и у нас сразу сложился отличный контакт с театром, особенно хочется отметить хорошую обратную связь от завпоста театра Александра Пырялина, который всегда оперативно отвечал на любые наши вопросы, в том числе технические, — всё решалось довольно быстро.

Самое сложное, с чем мы столкнулись на этом проекте, это утверждение образцов по тканям для мягких декораций с художницей, которая на тот момент уехала в Пермь. Решение у нас было одно: быстро собрать комплект образцов и отправить по адресу в деревню в Пермскую область, и мы это оперативно разрулили за три дня. Образцы доехали до художницы и в этом нам тоже помог театр. Таким образом, у нас получилось быстро утвердить ткани и согласовать запуск в производство мягких декораций.

Единственное, у нас как всегда были сжатые сроки. И когда у нас было в запасе три недели на производство, к нам в мастерские приехали представители Самарского театра вместе с художником посмотреть этап производства декораций, и так вышло, что в этот приезд сроки сдачи сократились на неделю, включая проведение контрольной сборки у нас в мастерских и отправку декораций в Самару. Это было неожиданно, тем не менее в итоге нам удалось уложиться в эти сроки и получилось всё отлично.

В таких случаях, как всегда, спасает распределение работ между слесаркой, столяркой и бутафоркой — всё по готовности очень быстро передается из одного цеха в другой.
В этом спектакле именно бутафорка больше всего проявила свою оперативность, потому что по их части было очень много работы. Буквально за неделю они сделали всё по бутафорской части, а это было: покраска металла (мы не всё отдавали в порошок, потому что были специфические моменты, например, если стоят ролики, то нам лучше покрасить самим декорации), дальше станки обтягивали тканью с покраской.

И параллельно у нас шли работы в пошивке. Мы сшили две кулисы и задник с резинками. У нас получился интересный задник — был натянут большой куб из объёмных ферм и на эти фермы были натянуты резинки, сквозь которые проходят артисты. Это не новая придумка, мы такое уже делали в другом проекте «1234», поэтому наши швеи знали, что делать, и очень оперативно справились с работой.

В итоге уже к 4 сентября мы доставили декорации в Самару, а накануне все выходные производили контрольную сборку в наших мастерских — всё собрали и проверили на месте, а там объёмы огромные, например одна кулиса длиной 11 метров, однако мы всё натянули, мягкие декорации были идеально сшиты и всё подошло.

Мы обрадовались, выдохнули, отправили декорации в Самару и произвели там на месте шеф-монтаж. Театр предоставил нам весь свой штат монтировщиков и у нас получилось всё собрать быстро, слаженно и дружно часа за четыре в присутствии художника и режиссера на площадке. В их ожиданиях всё совпало, монтаж прошел легко и быстро и все остались довольны.
В этом проекте куратором была Вероника Войчук:
«Для меня это был первый спектакль, где я очень много всего контролировала сама, практически всё. И еще было классно самой съездить на шеф-монтаж в Самару. В командировки в Москву до этого я уже ездила, но чтобы вот так поехать с целым спектаклем, погрузить декорации в 13-метровую фуру, отправить ее и через два дня поехать следом, — это для меня было впервые. И это был классный опыт. Я считаю, что знакомство с этим театром состоялось, мы получили хорошие отзывы и намерения продолжить сотрудничество».