У НАС БОЛЕЕ 70 ИНТЕРЕСНЫХ ПРОЕКТОВ
ДЛЯ РАЗНЫХ СПЕКТАКЛЕЙ
И ТЕАТРАЛЬНЫХ ПОСТАНОВОК
Академический Малый драматический театр — Театр Европы, Санкт-Петербург

Премьера 10 апреля 2016 года
спектакль
У НАС БОЛЕЕ 70 ИНТЕРЕСНЫХ ПРОЕКТОВ
ДЛЯ РАЗНЫХ СПЕКТАКЛЕЙ
И ТЕАТРАЛЬНЫХ ПОСТАНОВОК
Над спектаклем работали:
Сценическая композиция и постановка: Лев Додин
Режиссер-ассистент: Валерий Галендеев
Художник: Александр Боровский
Художник по свету: Дамир Исмагилов

Декорации и реквизит для спектакля выполнены мастерской «Сценические решения»:
Куратор проекта, технолог: Иван Толстов
Слесарный цех: Максим Кузнецов
Столярный цех: Денис Аксёнов
У НАС БОЛЕЕ 70 ИНТЕРЕСНЫХ ПРОЕКТОВ
ДЛЯ РАЗНЫХ СПЕКТАКЛЕЙ
И ТЕАТРАЛЬНЫХ ПОСТАНОВОК
Художественная задумка:
Всё пространство сцены – это фактически кладбище, куда один за другим попадают герои этой трагедии. И на протяжении спектакля ощущение бездны под их ногами только увеличивается. К финалу почти все участники драмы отправляются в могилу.
«Пространство спектакля придумал Александр Боровский. Решение мы искали долго, потому что нам нужно было создать пространство трагедии, в котором весь ужас событий, произошедших в Эльсиноре, мог бы еще больше сконцентрироваться».
Лев Додин, режиссер:
У НАС БОЛЕЕ 70 ИНТЕРЕСНЫХ ПРОЕКТОВ
ДЛЯ РАЗНЫХ СПЕКТАКЛЕЙ
И ТЕАТРАЛЬНЫХ ПОСТАНОВОК
История создания декораций для спектакля:
Работа над спектаклем «Гамлет» нам запомнилась подходом. Лев Додин пригласил профессионалов-титанов для создания спектакля: художника Александра Боровского и художника по свету Дамира Исмагилова – это боги сценографии, они знают, что хотят и ставят чёткие задачи. Художником-технологом и куратором проекта от наших мастерских выступил Иван Толстов.
Подробнее
У НАС БОЛЕЕ 70 ИНТЕРЕСНЫХ ПРОЕКТОВ
ДЛЯ РАЗНЫХ СПЕКТАКЛЕЙ
И ТЕАТРАЛЬНЫХ ПОСТАНОВОК
О жёстких декорациях:
Основное решение в «Гамлете» заключалось в лаере (немецкая система Layher, которая позволяет создавать модульные строительные леса) – нужно было создать эти леса в пространстве сцены МДТ. Задача осложнялась тем, что нужно было работать лаерщиком, чтобы спроектировать модель и понять, как вписать лаер в сцену-коробку. По нашему опыту это всегда очень непростая работа, когда нужно вписаться чётко в сцену, тем более, что в МДТ она неправильной формы с нарушенной геометрией.

Все элементы сценических конструкций из лаера были тщательно подобраны на предмет стыковки друг к другу, заказаны и привезены из Германии специально для спектакля, но поскольку лаер имеет стандартные размеры, то нам пришлось некоторые детали подрезать, подваривать, дорабатывать области стыковки и подгонять под нужные нам размеры, чтобы получилась чистая картинка, которая вписалась бы в габариты сцены.

Более того, когда нам привезли лаер, оказалось, что нужно еще сделать часть декораций из железа: дополнительные стойки, настилы, площадки к порталам – была проделана большая и практически ювелирная работа, чтобы это всё собрать в единую конструкцию на месте.
В этом спектакле есть ещё одна сложность: планшет сцены должен быть разборным, то есть нам нужно было создать некий силовой каркас со съёмными щитами. В Малом драматическом театре специально для этого спектакля полностью снимают планшет сцены и застилают новым, потому что новый пол – это часть декорации. И Иван Толстов, художник-технолог, как раз этим занимался.

Задача по сюжету такова, что люди должны из-под пола вылезать или опускаться и пропадать. Для этого был придуман специальный пол в виде съемных щитов, и чтобы встроить туда эти щиты, нужно было снять стационарные щиты театра, измерить всё пространство, понять, как это всё расположится и сделать еще один декоративный пол.

Спектакль в этом плане сложный для гастролей. Когда мы выезжали с ним в Москву в Театр Мастерская Петра Фоменко, мы точно так же адаптировали пол Мастерской Петра Фоменко под задачу художника.

Нюанс в том, что щиты, из которых выложен декоративный пол, во время спектакля поднимают и опускают два артиста, имитируя заколачивание крышки гроба, – это часть сценического действа. В финале монтировщики должны окончательно уложить все щиты на свои места. Для удобства укладки щитов, чтобы их не приходилось вбивать, мы оставляли зазоры по 5 мм – там тонкость в том, что нужно обязательно давать воздух, чтобы они ложились. При этом если сделаешь слишком большие зазоры, тогда щиты начинают ходить и слетать. Поэтому на монтаже нам было важно проверить позиционирование сетки пола и проследить, чтобы все щиты укладывались на нее.

По задумке художника щиты должны быть с двух сторон деревянные. Если их сделать из дерева, они будут тяжелые и кривые, а нужно, чтобы они были прямые, декоративные и одновременно легкие. Для этого мы делали много образцов, посчитали, сколько будет весить каркас, расчертили, изготовили его из алюминия и зашили с двух сторон фанерой, затем сделали на нем декоративные бороздки, как попросил художник, и покрыли лаком. Но когда начали ходить по щитам, поняли, что фанера трещит, и нам пришлось их запенивать.
У НАС БОЛЕЕ 70 ИНТЕРЕСНЫХ ПРОЕКТОВ
ДЛЯ РАЗНЫХ СПЕКТАКЛЕЙ
И ТЕАТРАЛЬНЫХ ПОСТАНОВОК
О мягких декорациях:
Декорационное оформление спектакля предполагает завешивание конструкции лаера полотнами ткани – 100% полипропиленом – материалом, из которого шьют мешки или, например, сумки IKEA.

По ходу всего спектакля артисты срывают эти полотна, либо последние просто падают, оголяя сценическую конструкцию из лаера. Для этого перед нами была поставлена задача придумать механическую систему их сброса.

Иван Толстов, художник-технолог: «Что приятно, я первый раз нарисовал конструкцию и она сработала – это крутое ощущение видеть результат на сцене от твоих рисунков и чертёжиков, что устройство сработало и задача выполнена. Это такие маленькие расчёсочки, на которых висят полотна ткани, они поворачиваются вниз и они падают. Довольно простая система, ничего сложного в ней нет. Проверено по опыту: чем проще в театре какие-то механизмы, тем лучше они срабатывают».