У НАС БОЛЕЕ 70 ИНТЕРЕСНЫХ ПРОЕКТОВ
ДЛЯ РАЗНЫХ СПЕКТАКЛЕЙ
И ТЕАТРАЛЬНЫХ ПОСТАНОВОК
Театр Комедии им. Н.П. Акимова,
Санкт-Петербург

Премьера 9 декабря 2016 года
спектакль
У НАС БОЛЕЕ 70 ИНТЕРЕСНЫХ ПРОЕКТОВ
ДЛЯ РАЗНЫХ СПЕКТАКЛЕЙ
И ТЕАТРАЛЬНЫХ ПОСТАНОВОК
Над спектаклем работали:
Режиссер-постановщик: Татьяна Казакова
Художник-постановщик: Эмиль Капелюш
Художник по костюмам: Стефания Граурогкайте
Художник по свету: Игорь Фомин

Декорации для спектакля выполнены мастерской «Сценические решения»:
Куратор проекта, технолог: Иван Толстов
Слесарный цех: Максим Кузнецов
Столярный цех: Денис Аксёнов
У НАС БОЛЕЕ 70 ИНТЕРЕСНЫХ ПРОЕКТОВ
ДЛЯ РАЗНЫХ СПЕКТАКЛЕЙ
И ТЕАТРАЛЬНЫХ ПОСТАНОВОК
Художественная задумка и история создания декораций:
Здесь и далее прямая речь Эмиля Борисовича Капелюша, художника-постановщика спектакля «Дракон» из интервью театру Комедии им. Н.П. Акимова:

«Я люблю сцену театра Комедии, для меня она очень важна — и потому что здесь я сделал много спектаклей, и потому, что я заканчивал сценографический факультет Театрального института, который создал Николай Павлович Акимов. Моим мастером был Игорь Иванов, в то время главный художник театра Комедии...»
«Когда я сделал первые два макета возникла некая временная пауза. И у меня, и у режиссера. Было время, чтобы все как следует осмыслить ещё раз. И только в третьем макете мы пришли к согласию. И в нем мои предложения отчасти были приняты.

Я считал, что в этом городе, который изображен у Шварца, чтобы не случалось, обыватели хотят жить своей привычной жизнью. И они хотят смотреть на то, что происходит так, как будто они смотрят футбольный матч или трансляцию какой-нибудь далекой войны в какой-нибудь далекой стране.

Я предлагал Татьяне Сергеевне Казаковой, чтобы все происходило в каком-то привокзальном кафе, например. Чтобы люди выпивали, отходили от этих столиков, обсуждали что-то и было до поры до времени ощущение, что все эти битвы и завоевания , вся эта экспансия чудовищем их не касается. Отчасти, это вошло в спектакль. Что касается верхней части декорации, «верхнего этажа» (неба), то оно вошло с первых моих предложений. Я себе представлял, что Дракон — это не настоящий дракон и не чучело дракона, а что это, грубо говоря, вокзальная крыша, которая в какой-то момент теряет свои очертания, и эта крыша вместе с перекрытиями вдруг становится железной птицей, которая начинает падать на людей.

У меня бывает так: я придумываю что-то, относительно быстро, и это сразу идет в работу, и быстро делается макет. Это один вариант. Второй вариант — я придумываю что-то мучительно, делаю макет и сам отказываюсь от этого решения. Работа идет постоянно и даже если сделан макет – это не значит, что художника все устраивает.

Я считаю, что идеальное количество времени, которое должно пройти от предложения режиссёра до момента, когда художник сдает проект в оформление — полгода. Когда есть полгода – начинаются всякие вариации и возникает критическое отношение к собственным идеям, какие-то варианты уходят, у тебя есть время, чтобы отбросить ненужное. Но реальность такова, что часто все происходит за два месяца и не остается времени, чтобы самого себя покритиковать, отсеять лишнее.

Макет делается только для того, чтобы режиссер и постановочная часть вошли в придуманное пространство с легкостью, как хозяева. Если художник не делает макет, а делает только чертежи и эскизы, то у режиссера и постановочной части есть ощущение, что есть некий порог, который не позволяет проникнуть в пространство. Ощущение какой-то недоговоренности. Макет в этом смысле дает гораздо больше информации о том, каким будет оформление сцены, и режиссеры намного больше любят работать с художниками, которые предоставляют макеты.

Если взять театр Комедии – это все-таки театр солидный, с большой постановочной культурой, поэтому здесь от сдачи макета до премьеры проходит как минимум четыре месяца, что очень хорошо. Это то время, когда можно все проработать внимательно, все продумать с конструктором и технологом.

Самое главное в профессии художника – это не только что-то придумать, но и заставить свой замысел стать декорациями. Очень часто художники говорят, что все в макете было здорово, но на сцене не получилось, и перечисляют почему: цеха плохие, денег не выделили, еще какие-то причины. Для меня это очень странные аргументы. Ведь художник заранее знает, с чем и с кем он столкнется, с какими мастерами. Если я вижу, что в каком-то театре или в каких-то мастерских не хватает нужной квалификации исполнителей, то я их со стороны привожу.

В «Драконе» есть скульптура самого дракона из металла, которую может сделать не просто сварщик, а художник-сварщик. Таких мастеров в нашем городе 5-6 человек, очень маленькое количество на огромный город. И я настоял на приглашении одного из них.

Всё, от момента сдачи макета до выпуска спектакля требует очень жесткого контроля, который художник осуществляет над мастерскими. Если такого контроля нет, то потом все рассыпается».

Источник