Со спектаклем «Бешеные деньги» изначально задумывалась достаточно большая декорация, от которой мы в итоге реализовали процентов тридцать. Но это не облегчает нам задачу. Облегчает нашу работу чётко поставленная задача. Здесь важна работа художника и режиссера, их общее понимание и стремление договориться вдвоем на берегу, чтобы будет так и так. И потом кто бы нас о чем не спрашивал и сколько бы людей не было задействовано в проекте, если у нас одна и та же картина, и мы говорим об одном и том же, то получится хороший спектакль.
Над спектаклем «Бешеные деньги» мы начали работать с сентября 2017 года вплоть до конца декабря этого же года. Художник Стефания Граурогкайте сделала прирезку макета, и после обсуждения вместе Татьяной Сергеевной в качестве ассистента художника на этот проект был приглашен Иван Толстов, чтобы помочь донести задачу до мастерских.
У Ивана была возможность рисовать в цифровом виде, поскольку Стефания это делает всё от руки, и предлагать какие-то модели, которые в основном утверждала Татьяна Сергеевна и говорила, как должна выглядеть декорация.
В основе сценографии должны были быть две жесткие стенки, большой забор на всю сцену, две колонны и богатая по сюжету комната Лидии, которая состояла из полукруглого станка и некого иконостаса из картин. К этому всему еще прилагались сани — это весь объем декораций в этом спектакле. Иван получил эскизы, сделанные вручную художником, оцифровал их, помог понять габариты и рассчитать размеры элементов декораций.
Как мы искали габариты станка для комнаты Лидии: Татьяна Сергеевна сказала, что хочет видеть станок воочию. Мы объясняли, что если сейчас делать станок, мы потратим деньги и материалы, а потом он может не подойти по габаритам. Тогда сошлись на том, что сделаем прирезку на сцене, как раньше это делали: набирали из чего-го ходового некое подобие того, что нужно, и показывали режиссеру. И здесь у нас такая же история была: Татьяна Сергеевна попросила нас сделать станок 1:1 из картона и показать ей картонную декорацию. Мы закупили картон, Иван нарисовал на сцене лекала, по которым это всё раскраивалось, поняли габариты и показали Татьяне Сергеевне, ее устроили наши габариты. Стоит сказать, что такие визуальные поиски и выгородки — довольно ординарное дело для нас и оно работает, причем это обходится дешевле, чем если бы мы изготовили конструкцию, а она бы потом не устроила.
Кстати сказать, в театре Комедии имени Акимова работает молодой коллектив, Анатолий Мележкин — заведующий постановочной частью, с ним работают молодые монтировщики сцены, они все уже привыкли к специфике работы с Татьяной Сергеевной, которая заключается в том, что ей прежде всего нужно увидеть, как это будет на сцене. Они стараются показать ей из подбора, как декорации примерно будут выглядеть, и тогда она принимает решение. И когда она говорит: «да, сделайте вот так», то это уже железно, делаем.
Соответственно, поняв габариты и форму станка, мы приступили к его проектированию. Перед нами стояла задача: на станок с задней стороны должны подниматься два артиста, на конструкцию сверху должны вешаться завесы, которые будут имитировать богатые драпировки. Станок достаточно простой по конструктиву, с ним не было никаких сложностей. Интересно было работать с ограждением станка: мы отрисовали и сделали в мастерских сначала одни ограждения, они не устроили режиссера, тогда мы переделали на другие в стиле «дорого, богато». Но дорого, богато нужно было сделать все равно в рамках сметы. Мы вышли из положения просто: сделали из поликарбоната резной рисунок и аккуратно загнули по всему радиусу.
Еще в этом спектакле была интересная история со статуей: она появилась в процессе работы над спектаклем в нашем списке декораций. Татьяне Сергеевне нужна была скульптура статуи — именно такой, которая находится на парадной лестнице в БДТ: там стоят женские фигуры с канделябрами. Слава богу, эта статуя потом срезалась сметой, поскольку театр не может позволить себе скульптуру — это очень дорогостоящая история, а театральным методом она может выйти даже дороже. Но тогда с поиском решений пришлось заморочиться: Иван пошел в БДТ фотографировать и изучать эти статуи, мы не понимали, как сделать конкретную копию статуи, ее же не нарисуешь. Нужно было, условно, под покровом ночи пробраться в театр с 3D сканером, отсканировать статую, чтобы зафиксировать облако точек в цифровом виде и по этому облаку точек вырезается матрица из пенопласта. А дальше уже технические вопросы, как его покрыть, или завести каркас и прочее.
Стандартным методом статуя делается так: скульптор готовит модель из глины, например, высотой 60 см, утверждает ее с художником, и дальше статуя уже делается 1:1 в нужную высоту, например, вырезается из пенопласта на станке с ЧПУ, либо вручную, потом делается корка из стеклопластика, изготавливается каркас и потом всё это собирается.
В итоге Иван сфотографировал статую, показал ее всем, дальше не очень было понятно, что с этим делать. Около недели мы думали над этим, начали считать, сколько это будет стоить, хотели уже брать 3D сканер и пригласили завпоста театра Комедии им. Акимова и показали ему, что статуя выходит очень дорогой, не в бюджете. Анатолий согласился, что бюджета на нее уже нет и он возьмет ее из подбора ту статую, которая у нас была в другом спектакле и на этом история завершилась.