У НАС БОЛЕЕ 70 ИНТЕРЕСНЫХ ПРОЕКТОВ
ДЛЯ РАЗНЫХ СПЕКТАКЛЕЙ
И ТЕАТРАЛЬНЫХ ПОСТАНОВОК
Екатеринбургский театр кукол,
Екатеринбург

Премьера 3 августа 2020 года
спектакль
У НАС БОЛЕЕ 70 ИНТЕРЕСНЫХ ПРОЕКТОВ
ДЛЯ РАЗНЫХ СПЕКТАКЛЕЙ
И ТЕАТРАЛЬНЫХ ПОСТАНОВОК
Над спектаклем работали:
Режиссер: Екатерина Ложкина-Белевич
Художник: Марина Завьялова
Композитор: Евгений Серзин

Декорации для кукольного спектакля выполнены мастерской «Сценические решения»:
Куратор проекта: Надежда Абрамова
Слесарный цех: Максим Кузнецов
Столярный цех: Илья Гайворонский
Электробутафорский цех: Дмитрий Леонтьев
Пошивочный цех: Екатерина Кочурова
Бутафорский цех: Влад Балаклейский, Наталья Меркульева
Художник кукол: Андрей Дазиденко
3D-печать: Никита Нестеров
Фото: Екатеринбургский театр кукол, Павел Ворожцов
У НАС БОЛЕЕ 70 ИНТЕРЕСНЫХ ПРОЕКТОВ
ДЛЯ РАЗНЫХ СПЕКТАКЛЕЙ
И ТЕАТРАЛЬНЫХ ПОСТАНОВОК
Художественная задумка:
В своей новой работе авторы рассказали о Хармсе писателе, чудаке, чудотворце. В самом творчестве Даниила Хармса бытовое легко сочетается с фантастическим или используется не по прямому назначению. На сцене воссоздано пространство «хармсовской» квартиры, дома, двора, города. Тонко составленный набор абсурдных, смешных, пугающих случаев позволяет выйти за пределы обычного привычного. В спектакле занято пятеро актёров и множество кукол. На сцене Толстой и Пушкин, старухи и дворники, кошки, тигры, школьники, учителя и, конечно же, сам Даниил Хармс.

Творчество Хармса было наполнено яркими небанальными визуальными образами, точно специально созданными для воплощения в театре кукол. Хармс сам разыгрывает перед читателем своеобразный театр объектов (узнаваемый и незнакомый одновременно). Он работает с реальностью как ребёнок, который может начать игру без игрушек, вдохновляясь миром наскучивших взрослым вещей.
«Мне всегда хотелось чего-то нового, принципиально другого подхода к разработке и изготовлению декораций. И вот так получилось, что для Екатеринбургского театра кукол нужно было разрабатывать декорацию в Петербурге, и могу сказать точно у меня случилась любовь с первого взгляда. Надежда Абрамова и мастерские «Сценические решения» покорили моё сердце сразу, как мы познакомились. С ними очень приятно работать и я рада, что у нас получился, как мне кажется, правильный диалог.

Как ребята поняли художественную задачу и как ее выполнили, если кратко — «Хармс» в Екатеринбургском театре кукол был самый простой по описанию и самый точный по исполнению спектакль. Я очень благодарна мастерским за отзывчивость и понимание наших спонтанных решений, за ожидание, за профессионализм, за неравнодушие, за азарт в спектаклях в Большом театре кукол. Надеюсь мы продолжим наше сотрудничество».
Марина Завьялова, художник:
У НАС БОЛЕЕ 70 ИНТЕРЕСНЫХ ПРОЕКТОВ
ДЛЯ РАЗНЫХ СПЕКТАКЛЕЙ
И ТЕАТРАЛЬНЫХ ПОСТАНОВОК
История создания декораций для спектакля:
«Хармс» – это рассказ о жизни и творчестве русского писателя. Впрочем, рассказ такой же нелинейный, как и его главный герой. Режиссёр из Санкт-Петербурга Екатерина Ложкина-Белевич обратилась к творчеству писателя и попыталась разобраться, кем был Хармс и что он нам оставил.
Декорации к кукольным спектаклям — наша особая страсть. Летом 2020 года нам посчастливилось поработать с новым художником Мариной Завьяловой над спектаклем «Хармс» для Екатеринбургского театра кукол. Мы познакомились с Мариной через наш Инстаграм, чему очень рады. Здорово, что в Инстаграме мы не только делимся историями о создании декораций, но и заводим новые знакомства с художниками, которые выливаются в совместную работу.

Так вот Марина написала нам в директ Инстаграма с запросом посчитать декорации к спектаклю. Денег было ограниченное количество, и нам вместе с художником пришлось поломать голову, как сделать их дешевле. Как только всё сложилось, мы приступили к работе.

Нам было очень интересно взяться за этот проект. К тому же летом у ребят в цехах было относительно свободное время. А ещё нас привлекает формат кукольного театра — мы с ним очень редко работаем и получаем большое удовольствие от процесса создания крохотных и симпатичных вещей. Но такой спектакль требует не меньше внимания, чем создание декораций для больших сцен.

Марина передала нам классные эскизы, объяснила все настроения, как что работает. На сцене нужно было воссоздать пространство «хармсовской» квартиры, дома, двора, улиц города Ленинграда. Мир Хармса существует в привычных вроде бы декорациях и в то же время они таинственные. Здесь шумно, и, кажется, никто не знает покоя. По улицам бегают дети, прогуливаются старики, дворник не расстаётся с метлой.

Знакомые детали, из которых у Хармса почему-то складывается совершенно абсурдная картина, её дополняет музыка. У Марины была очень хорошая связь с режиссером-постановщиком Екатериной Ложкиной-Белевич, что тоже очень приятно, — художник даёт точную информацию и нам в процессе не приходится ничего переделывать.
На сцене зритель видит четыре небольших домика, которые обыгрывают пять артистов, управляя 50 куклами. Эти домики стоят то на полу, то на венских стульях, то на неком голубом помосте, где разворачивается действие спектакля. Мы изготовили домики, помост, кукольную мебель и несколько планшетных кукол. Венские стулья покупали, ремонтировали и адаптировали, чтобы домики хорошо стояли на них.

Домики разборные, выполнены из стального профиля. У нас получилась полноценная деталь декорации с окном, боковыми рамами, крышей, дверью и полом — всё это отдельные детали, которые собираются в один домик. Крыши домиков поднимаются и опускаются. Окна и двери открываются и закрываются. Мы их сделали деревянными на небольшом металлическом каркасе, чтобы было удобно встроить крепёж. Там всё очень миниатюрное: и замочки, и петельки.

Мы не смогли отказать себе в удовольствии и вырезали двери домиков из мебельного щита на 3D-фрезере и они получились натуралистичные с мелкой деталировкой. Затем Влад Балаклейский и Наташа Меркульева расписали домики, придав им состаренную, облупленную «коммунальную» фактуру.
Миниатюрную кукольную мебель — кресло-качалку, маленькие стульчики, столик, абажур и самовар, который надевает на голову артист, — напечатали на 3D-принтере с полным заполнением из ABS-пластика, предварительно отрисовав модели. Печать получилась очень детальной.

Для стульчика мы придумали напечатать заднюю деталь целиком, чтобы было меньше клеевых стыков, хотя клей полностью впадает в реакцию с пластиком и склейка получается однородная и прочная. Из дерева такие вещи сложно сделать, а на 3D-принтере — легко, аккуратно и прочно. По той же технологии напечатали чашки с блюдцами, в них вклеены магниты для крепления к костюму. А затем бутафоры расписали кукольную мебель под дерево, придав натуральность изделиям. Каркас крохотного абажура тоже напечатали на 3D, вовнутрь вставили светодиод, батарейку и кнопку на ободе и дальше закрыли его тканью с бахромой.

Ещё любопытная деталь — художник Андрей Дазиденко выполнил несколько планшетных кукол для спектакля. Они напечатаны на толстом ПВХ пластике 10 мм и дальше Андрей сделал им изнанку. Так получились мальчик, бабушка, дети, а еще Пушкин, Бродский и Толстой. У кого-то из них открывается рот, двигаются глаза, а у детей шевелятся головы. Андрей умеет это делать. Для нас же это было в новинку.

Мы упаковали все детали декораций в ящик и отправили его сборным грузом в Екатеринбург. Художнику всё понравилось, да и мы получили огромное удовольствие от работы над этим проектом.